История идеи строительства АЭС в Республике Коми

В связи с непростой социальной ситуацией в Инте в социальных сетях появился пост о том, что Республика Коми сделала ошибку в 1990-х годах, отказавшись от развития атомной энергетики на своей территории. 

В этой связи важно вспомнить, как и почему «мирный атом» так и не появился в северной республике.

Все началось с того, что в уже далеком 1992 году Комитетом спасения Печоры был инициирован референдум в республике по четырем вопросам, в том числе по вопросу строительства АЭС в Республике.

«Атомный» вопрос возник в связи с планами строительства атомной станции в Республике Коми — 26 марта 1992 года вышло распоряжение Правительства РФ ЕГ- II-II-11639 о возобновлении строительства атомных станций на территории России, в том числе и в Республике Коми (Интинская АЭС на базе ГРЭС).

Выступая против атомных станций, Комитет спасения Печоры и десятки тысяч жителей Коми обосновывали свои опасения в том числе проблемой радиоактивных отходов и рисками радиационных аварий. Для Инты и Печоры это угроза не только простым гражданам, но и функционированию этих городов как важных транспортных узлов. 

Как всенародное голосование референдум тогда не состоялся: в 1993 году республиканские власти приняли решение удовлетворить требования общественности без проведения референдума, чтобы сэкономить деньги на его проведение. Конкретно по вопросу атомной станции было принято решение о моратории на строительство АЭС в республике до 2000 года (с учетом того, что за этот период могут измениться технологии, решится проблема захоронения отходов и т.д.).

Вот текст этого решения — пункт №2 о моратории строительства АЭС до 2000 года в связи с отсутствием гарантии полной их безопасности и наличием альтернативных источников получения энергии.

Но на этом история не закончилась.

В 2000-е годы годы появились новые планы по строительству АЭС по всей стране, включая Коми. Речь шла о перспективных площадках на Дальнем Востоке, на Южном Урале, в Татарстане, а также в районе Печоры. Конкретно планы были озвучены в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2001 N 923 «О внесении изменений и дополнений в Федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года». Постановление доступно по ссылке.

По этому постановлению предлагалось организовать исследование площадок под возможное размещение атомных станций, в том числе для Печорской АЭС мощностью 6 ГВт (для сравнения, вся мощность, представленная в Республике Коми, на сегодня составляет около 2,5 ГВт). 

Вот как тогда отреагировали власти и общественные организации на возможность строительства Печорской АЭС. Приводим сообщение Комиинформ от 2 апреля 2002 года. Оно есть по ссылке

Руководство Коми, Печоры и национальной организации республики считают нецелесообразным строить АЭС близ города

«Я буду делать все для того, чтобы сохранить нашу северную природу незыблемой для России и для Коми». Такое заявление сделал Глава республики Владимир Торлопов на пресс-конференции 2 апреля, отвечая на вопрос по поводу возможного строительства АЭС в Печоре. Все публикации на эту тему, появившиеся в средствах массовой информации, имеют под собой основания, отметил В.Торлопов. Сейчас по этому вопросу ведется сбор данных, с которыми Глава Коми обещал позже поделиться с общественностью.

Комментируя возможность строительство атомного энергоблока, секретарь Исполкома общественного движения «Коми войтыр» («Коми народ») Василий Киселев отметил, что на шестом съезде коми народа в 2000 году прозвучало предложение о продлении срока моратория на строительство АЭС в Коми до 2010 года. Он был объявлен в 1993 году на семь лет. Но, по словам В.Киселева, на рекомендации съезда Правительство РК тогда не отреагировало. Вообще, это «пустой разговор», считает секретарь, потому что при строительстве атомной станции в Коми уже не будет нужен уголь. Соответственно, придется закрывать шахтерские города, а тогда уже «встанут на дыбы» горняки.

Такого же мнения придерживается и мэр Печоры Анатолий Лобастов. Градоначальник отметил, что в республике сегодня и так переизбыток электроэнергии, поэтому он не видит экономического обоснования и необходимости АЭС в своем городе. «Да и общественность Печоры восстанет», — сказал А. Лобастов. Тем более, никаких официальных документов о проекте он не получал, поэтому сегодня мэра больше беспокоит проблема расширения производственных мощностей Печорской ГРЭС.

Планам строительства Печорской и почти всех новых АЭС на новых площадках не суждено было сбыться: проекты таких АЭС как Южно-Уральская, Хабаровская, Архангельская, Владивостокская, остались на бумаге, а почти вся современная атомная программа связана с замещением выбывающих мощностей — вместо атомных энергоблоков, которые выработали свой ресурс, на тех же площадках строятся новые.

В 2021 году Правительство Республики Коми и Госкорпорация «Росатом» заключили соглашение о сотрудничестве. Соглашение ставит своей целью научно-техническое сотрудничество. В числе направлений сотрудничества – развитие отрасли композитных материалов, разворачивание производства контейнерного парка для Северного морского пути и речных транспортных коридоров; развитие международной логистики; разработка и внедрение технологий хранения и обработки данных; развитие ядерной медицины и медицинских технологий; пилотное внедрение продуктов, сервисов и технологий Госкорпорации «Росатом», направленных на решение задач цифровой трансформации. О строительстве атомной станции в Соглашении не говорилось. В 2025 году соглашение с Росатомом было расширено. Обновленное Соглашение включает мероприятия в области цифровых и медицинских технологий, природопользования и экологии. В рамках обновленного плана планируется рассмотреть возможность внедрения решений в области управления системами ресурсообеспечения: цифровой водоканал, цифровое теплоснабжение. Также запланированы мероприятия по разработке технологии комплексной переработки техногенных отвалов нефтедобычных шахт для извлечения концентрата на основе титана. В сфере медицины будет произведён мониторинг потребности медицинских организаций Республики Коми в необходимости пополнения учреждений расходными материалами и оборудованием. 

То есть планы о строительстве атомных станций в Коми не были озвучены в Соглашении, и они отсутствуют в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2042 года

При этом из Соглашения видно, как Росатом — монополист в области строительства АЭС — стремительно диверсифицирует свой бизнес в пользу технологий, не связанных с промышленной атомной энергетикой.

Насколько атомная генерация теоретически может встроиться в энергосистему Коми? 

Атомная генерация – это неповоротливая генерация с большой мощностью каждого из энергоблоков, которыми тяжело маневрировать, то есть сложно и даже невозможно снижать и повышать мощность в зависимости от нагрузки, которая меняется в зависимости от времени суток (ночью нагрузка падает), дня недели (в выходные потребление меньше) и сезона (зимой потребление больше). В итоге АЭС «забирают» базовую или неснижаемую нагрузку у других видов генерации, которые вынуждены подстраиваться под колебания нагрузки, оставляя “базу” атомной генерации. Кроме того, в случае планового или внепланового останова реактора (а каждый такой блок — это 1,2 ГВт), выпадающую мощность АЭС нужно заменять резервной мощностью, что тоже само по себе является непростой технологической и экономической задачей. 

О том, как тяжело встроить атомную генерацию в энергосистему, можно судить по тому, как это происходит в Беларуси, где недавно были введены в строй 2 энергоблока общей мощностью 2,4 ГВт. Республика Беларусь с населением 10 млн человек (для сравнения, население Республики Коми менее 1 млн человек), развитой инфраструктурой и высоким энергопотреблением вынуждена активно замещать традиционные мощности, переводя обычные котельные на электрокотлы, так как электроэнергии получается в избытке. 

Инфраструктура и основное производство в России и Коми уже выстроены и  энергетический баланс  последние десятилетия выглядит стабильно. Чтобы запустить крупные наземные атомные станции в Коми, нужно “переделывать” всю экономику небольшого северного региона с падающим населением. При этом в стране есть регионы, где происходит активный рост электропотребления. Это, например, Южный федеральный округ, ряд регионов на Дальнем Востоке.

По иронии судьбы на Дальнем Востоке, где в итоге АЭС также не были построены, сегодня активно развивается солнечная и ветровая энергетика. Именно возобновляемая энергетика была выбрана в качестве источника генерации для того, чтобы закрыть проблему растущего электропотребления в этом регионе. Причина простая – солнечная и тем более ветряная генерация становятся все более дешевой. А в сочетании с тем, что они в разы быстрее в исполнении по сравнению с традиционной энергетикой, это привело к тому, что для покрытия дефицита энергии было принято решение построить в ближайшие годы на Дальнем Востоке солнечные и ветровые станции общей мощностью 1,7 ГВт, из которых 1,1 ГВт — солнечная генерация. 

Что же касается Инты и других моногородов, то решать социальные проблемы моногородов, к которым относятся Инта, Воркута, Усинск, нужно обязательно. Но решать их нужно грамотно, не прибегая к популизму, и тем более не используя эту серьезную тему для предвыборных баталий.

Комитет спасения Печоры

Фото с медиа-портала «Караван» https://www.caravan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *