ЭКСПЕДИЦИЯ В КЕДРОВЫЙ ЛЕС

В конце сентября в экспедиции Печорском районе побывала группа экологов из региональной молодёжной экологической общественной организации «Этас» (Архангельск). Экспедиция состоялась при организационной поддержке Комитета спасения Печоры.

Рассказывает эксперт АРМЭОО «Этас» Антонина Кулясова:

– Наша небольшая экспедиция состоялась в рамках проекта «Лес, климат, молодёжь» Архангельской региональной молодёжной экологической общественной организации «Этас». Это было знакомство с кедровым лесом, распложенным недалеко от посёлка Кедровый Шор Печорского района. Перед нами, участниками экспедиции, стояла задача посмотреть естественные условия произрастания кедра: в соседстве с какими деревьями он хорошо себя чувствует, на каких почвах растёт, какие кустарники, травянистые растения, мхи ему сопутствуют, как происходит естественное возобновление. Ведь кедровники на Печоре находятся на самом западном краю нынешнего произрастания кедра, то есть они ближе всего к Архангельской области.

Все экспедиции в нашем проекте имеют не столько исследовательский, сколько практический характер. Наша организация у себя в Архангельской области планирует высадить как можно больше кедров, чтобы это замечательное дерево вновь к нам вернулось. Рос ли кедр в естественном виде в Архангельской области? На этот вопрос учёные не дают однозначного ответа. Леонард Федорович Ипатов, известный архангельский учёный, всю жизнь изучавший кедры, утверждал, что кедры у нас в области в лесах росли.

Чтобы сажать кедры не только на своих приусадебных участках и у памятников погибшим воинам, но и на опушках леса, и в лесу, нам важно было понять, какие условия нужны для этого. Безусловно, условия произрастания кедра описаны в литературе, тот же Ипатов написал несколько книг на эти темы, но печатное слово не может заменить личного впечатления и собственных исследований.
И вот мы в кедровом лесу. Какие открытия мы сделали для себя? Кроме ели и берёзы, в кедровнике оказалось много молодой пихты. Кедры в основном старые. Судя по коре, им более 180 – 250 лет (что соответствует таксационным описаниям). Средневозрастных и молодых крупных кедров почти нет. Зато нас очень порадовало, что мы увидели много подроста. Более точно оценить количество подроста, к сожалению, не удалось, так как с нашим появлением в лесу выпал снег и держался все три дня нашей экспедиции. Кедровый лес оказался сырым, болотистым, местами довольно разреженным. Мы посмотрели, какие растения растут в лесу, заложили несколько геоботанических площадок, взяли пробы почвы. Надеюсь, это поможет нашей дальнейшей работе по кедровым посадкам в Архангельской области.

Хочется добавить, что экспедиции последнего года с ночёвками в лесу проходят у нас без костров, то есть мы в своей работе стараемся максимально не вредить лесу, не беспокоить его, не отделять себя огнём от леса и его обитателей. Лес боится огня, если хочешь его изучать и познавать, приходи так, чтобы не оставлять следов. Человек может быть частью экосистемы кедрового леса, так же, как кедровка, белка, бурундук и другие его обитатели, может распространять кедр в лесу, даже переносить в другие регионы.

В заключение хочется выразить благодарность за радушный приём, помощь и поддержку нашей экспедиции жителю деревни Медвежской, члену Комитета спасения Печоры Копытовой Вере Васильевне, леснику из посёлка Кедровый Шор Порохину Геннадию Иосифовичу, жителю города Печора, уроженке Медвежской Ивановой Ларисе Васильевне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *