Истинные причины ярегского нефтеразлива до сих пор не названы

Последнюю неделю сентября – первую неделю октября на территории городских округов Усинск и Ухта работала межведомственная комиссия по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ, в состав которой были включены и представители общественного Комитета спасения Печоры.

Вот что рассказывает Валерий Петрович Торлопов, побывавший в составе комиссии на территории производственной деятельности НШУ «Яреганефть» ООО «Лукойл-Коми»:

Работа комиссии завершилась подписанием Акта обследования территории производственной деятельности НШУ «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», акватории и береговой зоны ручья Малый Войвож, рек Ярега и Ухта. Для ясности скажу сразу: 36 км береговой зоны водотоков в один день обследовать невозможно. Так что осмотрели только устье реки Ярега, место апрельского сбора нефти на реке Ярега и места пересечения ручья Малый Войвож дорогами (4 таких места).

В Акте указано, что при осмотре водной поверхности реки Ярега в пределах видимости следов радужной пленки нефти не наблюдается, следов НСЖ в береговой зоне не выявлено. Отмечено также, что «при нарушении донных отложений на водной поверхности образуется радужная пленка серебристого цвета, что свидетельствует о присутствии нефтепродуктов в донных отложениях реки Ярега». В Акте отражено также, что в 200-250 метрах ниже по течению от места сбора нефти на реке Ярега по левому берегу «обнаружены две бесхозные скважины, одна из которых выделяет газопроявления, в приустьевом пространстве скважины наблюдается скопление НСЖ объемом до 1 кубометра. ООО СПАСФ «Природа» провело обвалование приустьевого пространства, попадания нефтепродуктов в р. Ярега не наблюдается».

Далее в Акте указано: «По результатам производственного контроля за водными объектами ручей М. Войвож, река Ярега, река Ухта, представленным НШУ «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с отбором проб от 28.09.2016, установлено, что вода ручья Малый Войвож и реки Ярега содержит нефтепродукты, превышающие ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения от 2,4 раз на устье реки Ярега до 25 раз на 3 рубеже защиты на ручье Малый Войвож».

В Акте даны рекомендации НШУ «Яреганефть». В частности, о необходимости реконструкции очистных сооружений, продолжения работы по ликвидации последствий нефтезагрязнения водных объектов – ручья Малый Войвож и реки Ярега, необходимости ведения постоянного визуального мониторинга состояния поверхностных вод, тампонирования бесхозных скважин на левом берегу реки Ярега в районе моста дороги Водный – Ярега.

Администрации МОГО «Ухта» рекомендовано «вести контроль за реализацией мероприятий по ликвидации последствий нефтезагрязнения на выявленных территориях до завершения работ». Я предложил дополнить эту рекомендацию, уточнив фразу о контроле словами «с участием общественности». Однако Г.В. Толпекина, руководитель Ухтинского комитета по охране окружающей среды, настояла на том, что общественникам следует предварительно письменно обращаться в администрацию с предложением участвовать в этом контроле. Переубедить комиссию в глупости такого условия не удалось. Так и записали: «…При этом если общественные организации обратятся к администрации с предложением участвовать в этом контроле, рекомендовано не отказывать им».
Пришлось согласиться на этот вариант с тем, чтобы всё-таки попасть на берега ручья Малый Войвож и реки Ярега на участках между пересечениями их дорогами. Это около 10 км берегов, которые, со слов представителя СПАСФ «Природа», зачищены, а водотоки промыты, но никто, кроме них самих, этого не видел.

Хотелось бы подчеркнуть также, что до сих пор не названы истинные причины и объёмы аварийного нефтеразлива на Яреге, до сих пор не названы и источники – места сброса (кроме сброса в ручей Малый Войвож нефтесодержащей жидкости из трубы от очистных сооружений у места пересечения ручья автодорогой Ярега – Доманник, где 21 апреля сделано сооружение настила, закрывающего выход трубы в ручей).

Любопытно, что природоохранный прокурор утром 3.10.2016 на первом сборе комиссии в администрации МОГО «Ухта» вслух озвучил, что первоначально лукойловцы вводили всех в заблуждение о их непричастности к нефтеразливу на Яреге.

Пользуясь случаем, 4 октября я передал министру Р. Полшведкину с просьбой принять меры копии информации о нарушениях – о не законсервированной скважине на реке Велью, из которой до сих пор сочится нефть, и «о бомбе замедленного действия» на конашъельском зимнике, где никаких работ до сих пор также не производили (информация была опубликована на сайте Комитета спасения Печоры от 29.11.2014 года и от 27.09.2015 года).

Несколько фотографий с пояснениями Валерия Торлопова:

3.10.2016. Боновые заграждения с бесполезным гидрозатвором в устье реки Ярега. Боновые заграждения отлавливают плывущий сорбит с впитавшейся нефтяной пленкой. В чистом виде пленки на воде не видно.

3.10.2016. Следы зачищенния берега ручья Малый Войвож от замазученных кустов у места апрельского сбора нефтепродуктов. Пеньки от срезанных кустов и бывшее кострище сжигания замазученных стволов.

3.10.2016. Старая скважина на возвышенном левом берегу реки Яреги в двух км выше устья. Нефть наполнила углубление в объеме до одного кбм, но следов выхода нефти в реку нет. Из устья скважины наблюдается выделение газа. У края углубления со стороны реки Ярега уложен пласт дерна, служащий подобием обваловки.

3.10.2016. Старая буровая на левом берегу реки Ярега без следов выхода нефти в двух км от устья реки и в 50 м от скважины с нефтью (см. предыдущее фото).

3.10.2016. Комиссия на участке выхода ручья Малый Войвож из промзоны Лукойла. Кстати, апрельская установка и дальнейшая замена Г-образной трубы прямоточной трубой в теле плотины-переезда через ручей Малый Войвож, наконец-то объяснена технической ошибкой устройства подобия гидрозатвора. Однако есть сомнения в этом. Ошибочное положение Г-образной трубы с прямым входом потока воды ручья в трубу и последующий выход этого потока с развернутого вверх изгиба трубы приводит к распылению попавших в трубу сгустков нефти на мелкие составляющие. И только далее на спокойном течении эти мелкие составляющие вновь образуют пятна нефти, а затем и ее небольшие по размерам сгустки. Подобное наблюдал 8 июня у сброса в ручей нефтесодержащего потока от очистных сооружений из прикрытой настилом трубы выше переезда Ярега – Доманик. Вначале шел темный поток, затем появлялась нефтесодержащая пленка, которая, пройдя около километра, на поверхности воды сгущалась, а далее появлялись пятна нефти размером до 10 см в диаметре. Тогда мне пояснили, что ведется бондаж (промывка) русла ручья, но во время моего обследования ручья на протяжении около полутора километров работы не производили — шел многочасовой дождь.

3.10.2016. Углубленный открытый отстойник на правом берегу ручья Малый Войвож выше места сброса в ручей жидкости с признаками нефтепродуктов от очистных сооружений НШУ «Яреганефть». Это место на снимке в левом верхнем углу, где установлен помост с перилами над выходной трубой от очистных сооружений. Кстати, на помосте устроен откидной люк, а под ним размещен сорбирующий бон.

Фото Валерия Торлопова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *