Экологические организации России просят президента не допустить ослабления экологического законодательства, которого добиваются пять ведущих нефтяных компаний, а, напротив, рассмотреть меры по его ужесточению.
Открытое письмо на имя Владимира Путина подписали представители 53 общественных организаций из 24 регионов страны – от Приморского края до Калининградской области и Кавказа*.
Письмо стало ответом на недавнее обращение к президенту глав «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и «Татнефти», в котором они просят устранить «излишнее» экологическое регулирование в отрасли ради «сохранения инвестиционной активности и приемлемой рентабельности промпредприятий».
http://www.vedomosti.ru/companies/news/39538381/neftyaniki-prosyat-ob-amnistii
http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/neftyaniki-napisali-antikrizisnoe-pismo-putinu/89482/
Экологи уверены, что компании хотят компенсировать возможное уменьшение прибыли за счет разрушения природы. Они обращают внимание президента на то, что действующее природоохранное законодательство в нефтяной отрасли не избыточно, а, напротив, полно пробелов, и предлагают ряд конкретных мер для повышения его эффективности.
«Уничтожение природы в угоду нескольким компаниям недопустимо. Более того, с учетом катастрофической ситуации с нефтяными разливами в России, которая фактически является экологическим индикатором состояния отрасли, требования к добыче и транспортировке нефти должны ужесточаться», – говорится в письме, – «Это будет мотивировать компании искать потенциал для роста за счет внутренних резервов, а не обеспечивать высокие показатели прибыльности за счет дальнейшего экологического демпинга».
Вместе с письмом экологи отправили президенту подробные рекомендации по совершенствованию законодательства, разработанные Комитетом спасения Печоры. Эти предложения уже нашли поддержку ряда экспертов в правительстве: в частности, депутатов Комитета по природным ресурсам Госдумы и Минприроды Республики Коми. (http://www.greenpeace.org/russia/ru/press/reports/Pochemu_v_Rossii_razlivat_neft_vygodno/)
Ситуацию с разливами нефти в России можно назвать катастрофической: по официальным данным, каждый год на трубопроводах случается более 12 тысяч утечек. По данным Росгидромета, только в Северный Ледовитый океан каждый год реки выносят более полумиллиона тонн нефтепродуктов. Эксперты считают, что объем всех утечек превышает четыре миллиона тонн. Компании в подавляющем большинстве случаев легко уходят от ответственности за загрязнение.
http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2015/24-02-2015_Obrashenie_ecologov_prezidentu/
Президенту РФ
В.В.Путину
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемый Владимир Владимирович!
Согласно недавним сообщениям российских СМИ , руководители ряда ведущих нефтяных компаний России (ОАО «Лукойл», ОAО «Газпром нефть», ОAО «Сургутнефтегаз», ОАО АНК «Башнефть» ОAО «Татнефть») обратились к Вам с просьбой устранить «излишнее» экологическое регулирование в отрасли с целью «сохранения инвестиционной активности и приемлемой рентабельности промпредприятий».
Среди вопросов, по которым руководство нефтяных компаний ждет позитивного отклика от руководства страны, в том числе:
— снижение платежей за сжигание попутного газа;
— исключения для компаний в части защиты леса, прилегающего к месторождениям;
— отказ от повышения ставок за негативное воздействие на окружающую среду на ближайшие два-три года;
— перенос с 1 января 2016 года на 2018 год обязанности по ликвидации прошлого экологического ущерба;
— для создания финансовых гарантий ликвидации чрезвычайных ситуаций предлагается использовать институт страхования вместо формирования резервов материальных и финансовых ресурсов;
— перенос до 2018 года срока вступления в силу проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов».
В этой связи, считаем необходимым довести до Вашего сведения следующее.
Существующая нормативно-правовая база и правоприменительная практика надзорных органов во многом позволяют нефтяным компаниям уходить от полной финансовой ответственности за загрязнение окружающей среды (в первую очередь речь идет о разливах), что позволяет компаниям де-факто экономить сотни миллиардов рублей ежегодно на платежах и финансировании мероприятий по ликвидации последствий нефтяных аварий (прил. 1). Среди пробелов в законодательстве можно отметить следующие:
— отсутствие штрафных санкций за невыполнение предписаний госорганов по устранению вреда, нанесенного компонентам окружающей среды;
— расчет компенсации вреда, нанесенного почвам, исходя из содержания остаточных нефтепродуктов, в тысячи раз превышающего фоновый (природный) уровень;
— отсутствие в классификационном каталоге отходов такого опасного вида отходов как шахтные минерализованные нефтесодержащие отходы (подтоварная вода);
— отсутствие государственной системы сбора информации об объемах нефтяных разливов (что во многом позволяет нефтяным компаниям скрывать разливы нефти).
Следствием этого является то, что несколько сотен тысяч тонн нефтепродуктов ежегодно попадают с северными реками в Ледовитый океан. Ситуация в России беспрецедентна. Ни в одной другой стране мира не происходит регулярных разливов таких объемов; разливы объемом в тысячи раз меньшие уже считаются чрезвычайной ситуацией.
В таких условиях просьба о дополнительных послаблениях выглядит крайне некорректно. Удовлетворение данных предложений нефтяных компаний будет означать снижение экологических стандартов и дальнейшую деградацию окружающей среды с целью сохранения прибылей этих компаний. Природа страны — это предмет нашей гордости. На наш взгляд, уничтожение природы в угоду нескольких компаний не допустимо.
Более того, с учетом катастрофической ситуации с нефтяными разливами, которая фактически является экологическим индикатором состояния нефтяной отрасли, требования к добыче и транспортировке нефти должны ужесточаться. Это будет мотивировать компании искать потенциал для роста за счет внутренних резервов, а не обеспечивать высокие показатели прибыльности за счет дальнейшего экологического демпинга.
Кроме соблюдения экологических стандартов, считаем необходимым также обратить Ваше внимание на еще один аспект проблемы, связанный с предложением нефтяных компаний ввести мораторий на выполнение действующих и выдачу новых предписаний Росприроднадзора и Роснедр об исправлении нарушений по объему разведочных работ и срокам ввода месторождений в эксплуатацию с отсылкой на неблагоприятную конъюнктуру цен на энергоносители на мировых рынках, экономические санкции, рост политической напряженности в мире.
Как минимум по арктическим шельфовым проектам ситуация выглядит совсем иначе, чем это пытаются представить нефтяные компании. Проблема задержки выполнения лицензионных условий возникла задолго до падений цен на нефть. Так, согласно заявлению директора департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти «Газпрома» Всеволода Черепанова, сделанному в январе 2014 года, газовая монополия уже тогда не выполнила планы по бурению девяти скважин на трех морских участках в Арктике. Семь из них, по словам г-на Черепанова, пробурить нельзя из-за отсутствия и в России, и в мире технологий по бурению на мелководье в соответствующих климатических условиях. Невыполнение условий лицензий на арктическом шельфе по причине экстремальных природных условий, имеет не только экономические последствия для компаний и государства. Форсирование и дальнейшая реализация проектов на арктическом шельфе «любой ценой» в итоге может привести к экологической катастрофе.
В этой связи, просим:
1. Не согласовывать обратившимся нефтяным компаниям снижение экологических требований и требований в части выполнения условий лицензий.
2. Поручить профильным министерствам и ведомствам рассмотреть прилагаемые рекомендации по усилению нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами и нефтью (прил. 2).
Приложения:
1. Нефтеразливы в Российской Федерации (краткая справка), на 4 стр.
2. Сводная таблица рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами при добыче и транспортировке нефти и нефтепродуктов, на 12 стр.
С уважением,
1 Блоков И.П.,
2 Симак С.В., Российская Зеленая Лига
3 Байкова Л. И., Ярославская экологическая организация «Зеленая ветвь», Ярославль
4 Рыбаков Д. С., КРОО «Ассоциация зеленых Карелии», Петрозаводск
5 Каюмов А.А., МСоЭС
6 Мингазов Г.А., РСоЭС
7 Сорокин А. С., Тверской Экологический Клуб, Тверь
8 Бодров О.В., ОБЭО «Зеленый мир», г. Сосновый бор Ленинградской области
9 Мытарева Д.А., РЭОО «Друзья Балтики», Санкт-Петербург
10 Рыбаков Н.И., ЭПЦ «Беллона-Санкт-Петербург», Санкт-Петербург
11 Золотков А.А., МРОЭО «Беллона-Мурманск», Мурманск
12 Серветник В. В. МООО «Кольский экологический центр», г. Апатиты Мурманская обл.
13 Козлович А.М., ФМиД «Аристон», г. Сегежа, Р. Карелия
14 Андрианова И. А., Движение «Открытый берег», Санкт-Петербург
15 Попков С. В., «Городские леса Петрозаводска», Петрозаводск
16 Лычагина А.В., MРОО «СПОК», Петрозаводск
17 Базанов Ю.М., Общественный совет при Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Вологда
18 Ивлева Н. Н., РПЭД «Свободный берег», Псков
19 Яблоков А. В., ИБР РАН, Москва
20 Дуркин М. Ю., Бюро Эко Балт, Калининград
21 Артемова Т.П., Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
22 Сенова О.Н., СПБОО «Центр экологических инициатив», Санкт-Петербург
23 Терентьев Ф.Ф., «Комитет спасения Печоры», Республика Коми
24 Нестеров Д.А., ЭТАС, Архангельск
25 Рыбалова А.С., Международный молодежный клуб Сольвейг, Петрозаводск
26 Оленичев М.В., КРОО «Карельское республиканское общество защиты животных», Петрозаводск
27 Назаренко В.В., Региональная общественная организация «Спортивно-оздоровительное общество «Парусная академия», г. Таганрог, Ростовская обл.
28 Зернова Л.С., Ассоциация журналистов-экологов СЖ РФ, Санкт-Петербург
29 Каюмов А.А., Экологический центр «Дронт», Нижний Новгород
30 Рудомаха А. В., МППОО «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», Краснодар
31 Сивохина Н.П., ИД Синяя лента — небесная линия Петербурга, Санкт-Петербург
32 Лалетин А.П., КРЭОД «Друзья сибирских лесов», Красноярск
33 Лебедев А. В., «Бюро региональных общественных кампаний – БРОК», Владивосток
34 Крониковский Ф.В., Общественная организация «Экологическая группа «тайга», Красноармейск, Приморский край
35 Изергин В.Л., ОО «Приморская Зелёная Лига», Владивосток
36 Преображенский Б.В., Координационный совет по проблемам экологии Приморского края, Владивосток
37 Борозин М.Л., Российский Экологический Союз, Москва
38 Васильева Е.А., ВООО ИЦ «Волгоград-Экопресс», Волгоград
39 Петров В. Н., МООО Кольский центр охраны дикой природы, г. Апатиты, Мурманской обл.
40 Пестов М.В., Нижегородское общество охраны амфибий и рептилий, Нижний Новгород
41 Зименко А. В., Центр охраны дикой природы (ЦОДП), Москва
42 Зубов Н. А., КРОО «Красноярский Краевой Экологический Союз», Красноярск
43 Сутягин А.Н., Проект «Мониторинг БТС», г. Санкт-Петербург
44 Мингазова Н.М., Казанское отделение Гидробиологического общества РАН, г. Казань
45 Левашов Д.Н., Нижегородское отделение межрегионального Союза «За химическую безопасность», Нижегородская обл.
46 Соколова Л.К., Общественная организация «Кольская региональная ассоциация «За безопасность питьевой воды и пищи»», г. Мурманск
47 Рихванова М.П., Иркутская региональная общественная организация «Байкальская Экологическая Волна», Иркутск
48 Лисицын Д.В., Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина», Южно-Сахалинск
49 Рогожин А.С., КГ «Оттенки Зеленого», Москва
50. Борозин М.Л., Ассоциация «Росэкопресс»
51 Андрианова И. А., Движение «Против захвата озер», Санкт-Петербург
52 Левашов Д.Н., Общественная экологическая организация СПЭС (социально-правовое экологическое сотоварищество), Дзержинск, Нижегородская обл.
53 Зернова Л.С., Общественное движение «Родной Берег» г. Сосновый Бор Ленинградской области