√лавна€ ‘отоальбомы ќ нас Ќовое ѕопул€рное Ѕлоги ќбратна€ св€зь
ќтстоим Ўиес - Ќ≈“ полигонам московского мусора на —евере!
 ќћ»“≈“ —ѕј—≈Ќ»я ѕ≈„ќ–џ ¬Ќ®— ѕ–≈ƒЋќ∆≈Ќ»я ¬ “≈–—’≈ћ”
SAVEPECHORA > ѕресс-релизы
 ќћ»“≈“ —ѕј—≈Ќ»я ѕ≈„ќ–џ ¬Ќ®— ѕ–≈ƒЋќ∆≈Ќ»я ¬ “≈–—’≈ћ”  
[10 декабр€ 2020г. в 01:27]
–ќќ " омитет спасени€ ѕечоры " направил свои предложени€ в территориальную схему обращени€ с твЄрдыми коммунальными отходами в –еспублике  оми.
¬сего предложений 7

👉🏻ѕровести масштабное исследование по морфологическому составу “ ќ.
👉🏻 ”становить целевые показатели доли утилизированных отходов к 2030 году Ц 70% (от общей массы “ ќ).
👉🏻”чет “ ќ по факту накоплени€.
👉🏻ќтказ от введени€ в эксплуатацию новых объектов обезвреживани€ отходов (использующих технологию сжигани€, пиролиза или термической деструкции).
👉🏻ѕросвещение населени€.
👉🏻 ‘инансирование первоначально в одном районе
👉🏻контроль за работой регоператора.

👇🏻 Ќиже полный текст предложений.

ћинистру природных ресурсов и
охраны окружающей среды –еспублик  оми
–.¬. ѕолшведкину

ѕредложени€ в проект территориальной схемы обращени€ с “ ќ


— но€бр€ 2018 года, на два мес€ца раньше, чем во многих других регионах нашей страны, в  оми начала действовать нова€ территориальна€ схема обращени€ с твердыми коммунальными отходами, реализацией которой зан€лс€ региональный оператор Ђ”хта∆ил‘ондї. ћы сейчас не поднимаем вопросов о том, как торги смогла выиграть фирма с таким малым уставным капиталом, без собственной техники дл€ вывоза “ ќ и прочими, возникшими в процессе еЄ де€тельности в  оми, проблемами. —егодн€ одним из основных моментов, вызывающих опасени€, €вл€етс€ предложенна€ регоператором система обращени€ с отходами в удаленных населенных пунктах, а именно Ц установка термодеструкторов в двух дес€тках сел и поселков на территории нашей республики.
—читаем, что проект территориальной схемы необходимо пересмотреть с учетом иерархии обращени€ с отходами согласно ст.3 ч.2. ‘едерального закона от 24.06.1998 N 89-‘« "ќб отходах производства и потреблени€"

ƒействующа€ территориальна€ схема обращени€ с отходами и предложенный проект новой терсхемы не соответствуют высшим приоритетам государственной политики в области обращени€ с отходами, направленным на максимальное использование исходного сырь€ и материалов, предотвращение образовани€ отходов. ќ соответствии только за€влено, однако, по сути, цели государственной политики не выполн€ютс€. ƒл€ решени€ приоритетных задач государственной политики в области отходов производства и потреблени€ предлагаем следующие решени€.
1)ѕровести масштабное исследование по морфологическому составу “ ќ.
Ќа сегодн€шний день в “ерриториальной схеме отсутствуют актуальные данные о морфологическом составе “ ќ по районам и муниципальным образовани€м –еспублики  оми, без которых невозможно определить долю различных видов вторичного сырь€, которые могут быть выделены при раздельном сборе и сортировке; способы обращени€ с “ ќ в отдельных районах выбраны необоснованно, могут быть неэффективными и противоречащими приоритетам государственной политики по обращению с отходами, а прогнозы о возможной доле утилизируемых отходов остаютс€ ориентировочными. Ќеобходимо провести масштабное исследование морфологического состава “ ќ на территории нашего региона дл€ получени€ актуальных данных о процентном соотношении полезных фракций в составе “ ќ; результаты внести в раздел Ђ оличество образующихс€ отходовї.

2) ”становить целевые показатели доли утилизированных отходов к 2030 году Ц 70% (от общей массы “ ќ).
¬ соответствии с действующей “ерриториальной схемой основной вектор обращени€ с отходами вз€т на захоронение отходов, преимущественно, эксплуатаци€ площадок временного накоплени€ отходов и полигонов. ј дл€ 25 удаленных и труднодоступных населенных пунктов (ѕриложение 12.1) предполагаетс€ утилизаци€ посредством термодеструкции, а по сути Ц мусоросжигани€. ƒанные способы обращени€ с отходами не соответствует приоритетам государственной политики в области обращени€ с отходами. (‘« N89 стать€ 3, пункт 2) и цел€м Ќационального проекта ЂЁкологи€ї (в части эффективного обращени€ с отходами производства и потреблени€).
ƒл€ достижени€ целевого показател€ необходимо осуществить следующие шаги:
I) ѕривлечение в регион инвестиций дл€ строительства предпри€тий по переработке вторичных материалов в полуфабрикаты или готовую продукцию (предпри€ти€ по переработке шин, стекла, полимеров).
II) —троительство сортировочных линий дл€ обработки и досортировки отходов.
III) —троительство биогазовых станций дл€ промышленного компостировани€ пищевых отходов у городов.
ѕищевые отходы составл€ют до 45% содержимого мусорного ведра. —обранные вместе с другими отходами, пищевые остатки порт€т сырье, делают затруднительной и малоэффективной его досортировку. “олько собранные раздельно, пищевые отходы €вл€ютс€ ценным вторичным ресурсом Ц прекрасным сырьем дл€ получени€ компоста (верми- или биокомпостирование) и биогаза. ѕри выделении контейнера дл€ пищевых отходов произойдет сокращение поступающих на свалку отходов сразу на 45%. ќтходы, не испачканные мокрой Ђпищевкойї, также легко досортировываютс€ на сортировочных лини€х.
“аким образом, выделение отдельного контейнера под пищевые отходы позволит сократить количество отходов, поступающих на свалку, а также создаст ценный источник дл€ получени€ компоста и биогаза.
IV) ѕовсеместное внедрение раздельного сбора отходов Ц установка контейнеров дл€ раздельного сбора на каждой контейнерной площадке.
„ем больше видов отходов собираетс€ раздельно, тем выше их качество, потому что разные группы отходов могут причинить порчу друг другу при совместном сборе или досортировке. Ќапример, стекло бьетс€ при выгрузке, а остатки напитков могут загр€знить макулатуру. –аздел€€ отходы на макулатуру, стекло, полимеры, металл, текстиль, опасные отходы и даже пищевые жители получают важные знани€ о том, какие отходы из тех, что у них образуютс€, можно переработать, а какие нельз€, сколько вообще образуетс€ отходов, и могут задуматьс€, как уменьшить объемы образовани€ отходов. Ёто и есть две важнейшие положительные стороны многофракционного сбора.
¬ случае невозможности оперативного внедрени€ многофракционного сбора предлагаем выделить отдельный контейнер под пищевые отходы (не мокрые, где все подр€д, а лишь дл€ пищевых остатков: растительные очистки, пищевые остатки) или создать пункты приема пищевых отходов.
V)ƒл€ сельской местности необходимо создание стационарных пунктов приема вторичного сырь€. ѕункты должны быть оборудованы прессами дл€ уменьшени€ объемов вторичного сырь€ и площад€ми дл€ накапливани€ вторичных материалов. ¬ывоз спрессованных вторичных материалов может осуществл€тьс€ с регул€рностью несколько раз в год. ћестным администраци€м необходимо обеспечить рабочее место дл€ сотрудников, которые будут заниматьс€ досортировкой и подготовкой вторичного сырь€ к отправке.
ѕросто приобретение контейнеров в муниципалитетах не €вл€ютс€ фактом раздельного сбора. ¬ территориальной схеме необходимо указать, куда складируетс€ собранное вторсырье и куда идет в дальнейшем.
VI)  аждый крупный населенный пункт необходимо обеспечить пунктами приема вторичных материалов, таких как мебель, электротехника, строительные материалы, бытова€ техника, текстиль, опасные отходы (лакокрасочные, аэрозоли), шины, картриджи. “акие пункты могут осуществл€ть платный прием отходов с населени€.
VII) —бор и утилизаци€ опасных отходов у населени€.
¬ публичных широкодоступных местах необходимо установить специальные контейнеры дл€ сбора батареек, энергосберегающих и люминесцентных ламп на бесплатной дл€ населени€ основе. » закрепить за данными контейнерами ответственных лиц, с установленным графиком проверки дл€ предотвращени€ попадани€ опасных отходов в виду Ђбезхозностиї Ємкостей.
VIII) ѕоддержка местного бизнеса, который занимаетс€ заготовкой вторичного сырь€ (логистикой и подготовкой его к дальнейшей утилизации).
Ќеобходимо разработать меры поддержки местному бизнесу, а именно компани€м и предпринимател€м, которые занимаютс€ заготовкой вторичного сырь€ и сбором отходов от использованных товаров от населени€, в частности предусмотреть налоговые льготы на уровне тех, которые получает региональный оператор, несмотр€ на то, что занимаетс€ только сбором “ ќ.

3). ”чет “ ќ по факту накоплени€.
¬вод тарифа по норме накоплени€ не стимулирует жителей предотвращать образование и уменьшать количество смешанных отходов, а также участвовать в раздельном накоплении отходов. ¬ведение учЄта “ ќ по факту накоплени€ создаЄт предпосылки дл€ успешной реализации программ по раздельному сбору “ ќ, так как население будет заинтересовано в снижении платежа за обращение с “ ќ в случае качественной сортировки отходов. “ака€ возможность уже закреплена в нормативно-правовой форме. ¬ соответствии с ѕравилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в редакции ѕостановлени€ ѕравительства –‘ от 15.09.2018 г. N1094 (пункт 5) коммерческий учет коммунальных отходов может осуществл€тьс€, исход€ из количества и объема контейнеров дл€ накоплени€ твердых коммунальных отходов, установленных в местах накоплени€ твердых коммунальных отходов; исход€ из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерени€.
ƒл€ стимулировани€ и поощрени€ населени€ к сокращению образовани€ отходов и раздельному накоплению отходов необходимо предусмотреть ввод дифференцированного тарифа. ¬ соответствии с нормативно-правовой базой, нормативы могут устанавливатьс€ дифференцированно в отношении видов и групп отходов, а также групп отходов. ƒифференцированные нормативы накоплени€ позвол€т рассчитывать и примен€ть дифференцированные тарифы на вывоз смешанных и раздельно собранных “ ќ.

4) ќтказ от введени€ в эксплуатацию новых объектов обезвреживани€ отходов (использующих технологию сжигани€, пиролиза или термической деструкции).
¬ св€зи с их экологической опасностью и экономической необоснованностью. ¬ соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологи€м »“— 9-2015 Ђќбезвреживание отходов термическим способомї ‘едерального агентства по техническому регулированию и метрологии - сжигание отходов €вл€етс€ отчасти не полностью контролируемым процессом с выделением (в том числе неучтенных) побочных продуктов, многие из которых нанос€т вред окружающей среде и здоровью людей. ¬ большинстве случаев в результате сгорани€ отходов образуетс€ (эмитирует в окружающий воздух) значительна€ группа загр€зн€ющих веществ.
Ћюбое сжигание €вл€етс€ источником выбросов парниковых газов, регулируемых (ограничиваемых) р€дом международных соглашений. “ехнологические (сточные) воды также требуют соответствующих систем очистки. «ола (уловленна€) и шлак, образующиес€ при сгорании отходов, в силу своих физических и химических свойств (содержат т€желые металлы, нередко в достаточно высоких концентраци€х) не могут быть захоронены на полигонах “ ќ или использоватьс€ в производстве строительных материалов, а требуют захоронени€ на специальных полигонах или в специальных хранилищах (с контролем и очисткой стоков), что создает определенные организационные и экологические проблемы. ќператоры и рабочие, отвечающие за сбор и транспортировку золы, представл€ют особую группу риска. Ўлаки мусоросжигательных заводов обычно не рассматриваютс€ в качестве опасных отходов. ќднако они тоже содержат токсичные вещества, которые могут вымыватьс€ из мест их захоронени€ и наносить существенный вред окружающей среде. ќсобую проблему (особенно дл€ обслуживающего персонала) могут создавать неорганизованные выбросы из установок и оборудовани€, от мест хранени€ отходов, в некоторых случа€х Ч запах, технологический шум и вибраци€, биологическое загр€знение Ђсвежихї отходов.
ќтсутствие раздельного накоплени€ твердых коммунальных отходов, исключающего веро€тность попадани€ в поток направл€емых на термическое обезвреживание отходов вторичных материальных ресурсов, опасных отходов потреблени€ (ртутных ламп и других ртутьсодержащих приборов, батареек, аккумул€торов и др.) на предполагаемых дл€ установки инсинераторов территори€х, создает серьезные трудности в части обеспечени€ допустимых уровней воздействи€ на окружающую среду.
ѕредложенные региональным оператором термодеструкторы «јќ —ƒћ Ђќрелї не предназначены дл€ утилизации твердых коммунальных отходов. ¬ паспорте установки ƒ—-5000, анонсированной на заседании общественной палаты – , четко указано ее применение Ц утилизаци€ промышленных отходов. ¬се характеристики Ц объем и класс зольных остатков, также указаны дл€ промышленных отходов.  роме того, указана влажность (50 процентов) и размер утилизируемых отходов (до 120 мм). ƒанные цифры никак не соответствуют содержимому наших мусорных баков; таких характеристик, без дополнительных действий Ц прессовка, измельчение и т.д. Ц невозможно добитьс€ от твердых коммунальных отходов.  роме того, процесс предусматривает разный температурный режим в момент розжига установки, во врем€ основного процесса и в момент охлаждени€ установки. Ѕольшую часть времени отходы будут сжигатьс€ при температуре менее 1000 градусов, что приведет к образованию диоксинов, фуранов, газообразных фракций галогенов и т€желых металлов. ”становка не оснащена фильтрами дл€ улавливани€ подобных загр€зн€ющих веществ. ќтсутствуют сведени€ о положительном заключении государственной экологической экспертизы именно дл€ термодеструкции твердых бытовых отходов, нет данных о замерах выбросов при сжигании как каждого отдельного возможного компонента “ ќ, так и смешанных отходов. ќтсутствуют паспорта отходов, образующихс€ при сжигании конкретно “ ќ Ц золы и шлака.
¬се эти факторы говор€т о том, региональный оператор при выборе способа уменьшени€ объемов образующихс€ отходов ориентировалс€ не на экологическое благополучие населени€ и на приоритеты государственной политики в области обращени€ с отходами, а на собственные меркантильные интересы, при этом ввод€ в заблуждение население по поводу безопасности данной установки.

5). ѕросвещение населени€.
ќбеспечение социальной рекламы о раздельном сборе отходов в средствах массовой информации, на рекламных площад€х. –азработка программ и проведение уроков по обучению практике раздельного сбора в школах и дошкольных учреждени€х.

6). ‘инансирование.
¬ св€зи с тем, что нормальна€, грамотна€ реализаци€ мусорной реформы потребует большое количества финансовых средств: это и организаци€ раздельного сбора отходов, их сортировка, транспортировка и переработка и т. д., считаем, целесообразно бюджетные средства не УразмазыватьФ по всей –еспублике  оми, а поэтапно использовать по районам и городам. Ёто позволит учесть возможные ошибки и недостатки в реализации программы в последующих территори€х.

7).  онтроль
Ќеобходимо наладить нормальный контроль за работой регоператора. —егодн€шн€€ система контрол€ дает возможность регоператору производить большие приписки. ¬ »жемском и ”сть-÷илемском районах никто не контролирует сколько вывозитс€ “Ѕќ с района, но все должны платить по нормативам утвержденным в – .

ћы, представители  омитета спасени€ ѕечоры, считаем, что учет всех предложенных выше пунктов в проекте территориальной схемы будет способствовать уменьшению объемов накоплени€ и образовани€ твердых коммунальных отходов и тем самым снизит нагрузку на окружающую среду и улучшит экологическую обстановку в нашей республике.

09.12.2020
председатель –ќќ
У омитет спасени€ ѕечорыФ /»ванов ».—./

ѕрикрепленный файл: 8anqlbj3e00c9gp.pdf

поиск:
–азделы:
Save Pechora Committee
јналитика
јрхив газеты "Ёкологический вестник ѕрипечорь€"
архивные статьи газеты "Ёкологический вестник ѕрипечорь€"
 омитет спасени€ ѕечоры
ћеропри€ти€ и акции
Ќарушени€
ќтчЄты
ѕресс-релизы
ѕроекты и кампании
ѕутешестви€, ЌаселЄнные пункты  оми, природа.
—ообщает природоохранна€ прокуратура
SmartResponder.ru
¬аш e-mail: *
¬аше им€: *
 
 
√лавна€ страница Ќовые записи
ќ  омитете спасени€ ѕечоры ѕопул€рные записи
‘отоальбомы ¬ажна€ информаци€
ќбратна€ св€зь