Комитет спасения Печоры экстренно собрался в Ухте

В субботу, 23 апреля, в Ухте состоялось внеочередное заседание Комитета спасения Печоры, в котором приняли участие, кроме ухтинцев, члены комитета из Ижмы и Сосногорска, Усинска и Печоры, Троицко-Печорска и Сыктывкара. Основной вопрос повестки дня – крупнейший аварийный разлив нефти на территории городского округа Ухта, приведший к масштабному загрязнению рек Ижемского бассейна – Яреги, Ухты и самой Ижмы.

С первых дней аварийного нефтеразлива ухтинские представители Комитета спасения Печоры предприняли несколько выездов в район нефтезагрязнения, пешком прошли находящиеся за границами промзоны «Яреганефти» участки ручья Малый Войвож, нефть из которого попала в Ярегу и затем в Ухту и далее, и сделали однозначный вывод: нефть попала в ручей на территории промзоны, а забетонированные несколько дней назад старые скважины недалеко от границы промзоны, якобы неожиданно зафонтанировавшие и ставшие причиной катастрофического загрязнения, — всего лишь имитация, попытка истинных виновников аварии уйти от ответственности.

«Техногенная зона, где и случился, судя по всему, аварийный выброс, находится именно на Ярегском месторождении, которое закреплено за Лукойлом, — считает В.П. Торлопов, в течение нескольких дней занимавшийся общественным расследованием причин и поиском источника нефтезагрязнения. — Здесь строится 17 объектов, проложен технологический коридор, вдоль которого идет паропровод. Пар подается под очень высоким давлением. От паропровода идут ответвления, на конце ответвлений – скважины нагнетательные – по периметру техногенного участка. Пар идет в пласты… Нефть однозначно пришла с промзоны…. Но нам настойчиво пытаются доказать, что «виноваты» старые скважины за пределами промзоны. Более того, у меня сложилось впечатление, что каждый раз после того, как мы выкладывали информацию в интернет, начинались активные действия по зачистке следов. Судя по всему, надо было показать общественности, что нефть из старых скважин, находящихся за границей промзоны. А настоящие следы заметали…».

Кстати, к такому же выводу пришли и лесники, обходившие старые скважины, и специалисты-геологи, хорошо знакомые и с месторождением, и с состоянием и «поведением» старых скважин.

Андрей Дорофеев (Ухтинское лесничество): «Когда я в первый раз проходил ручей 13 апреля, старые скважины были чистые. Мы ходили в первый раз до химзавода. Второй раз когда проходил, через несколько дней, две скважины недалеко от выхода из промзоны были уже забетонированы…».

Семен Горобец, сотрудник компании Коминефтегаз, ранее работавший в Нефтегазпромтехе: «Раньше мы ежегодно обследовали старые скважины, давали информацию, но реакции никакой не было….Скважин около 300 штук, распределены они на территориях трех недропользователей. Если от воздействия пара на пласт произошел прорыв колонн, что могло быть, то несомненно виноват недропользователь. Думаю, что вряд ли проект освоения «Яреганефтью» месторождения предусмотрел возможность такой ситуации…»

М.В.Третьяков, активный участник всех проводимых в Ухте общественных слушаний, в том числе и по проектам развития Ярегского месторождения, обратил внимание на то, что проекты практически всегда «сырые», вплоть до того, что «зачастую пишут, к примеру, что на участке нет водных источников, и т.д., заказчик и проектанты всегда умалчивают о третьем поясе водозабора…».
«В прошлом году мы потребовали организовать экскурсию по промзоне НШУ «Яреганефть», — рассказал Михаил Васильевич. — Они подготовились, конечно, но и то мы увидели загрязнение небольшое. Написали отзыв – получили очередную отписку. Верить Лукойлу нельзя – не раз в этом убеждались! Что делать? Считаю, что надо обратить внимание надзорных органов на качество проектов. Судя по всему, Росприроднадзор их не очень-то внимательно и смотрит. Зачем смотреть, уже если есть заключение Главгосэкспертизы?! Это система, и при такой системе аварии будут всегда!»

Участники заседания обратили внимание на отсутствие и даже сокрытие информации об аварийном разливе и его последствиях.
Е.Т.Руденко: «В США за сокрытие аварии дополнительное наказание в троекратном размере нанесенного ущерба. Считаю, что тут тоже замалчивание и сокрытие. Что говорить о простых гражданах? Рыбоохрана не знала, лесники не знали… Водозабор закрыли только 13-го. Где на нашем заседании администрация? Где Лукойл? Нет независимой экспертизы, ничего нет: мы ходили четыре раза с банкой воды из крана, с банкой нефти из реки – не берут, даже платно не берут на проведение анализа!»

Замалчивание и сокрытие, безусловно, есть. Не случайно даже депутат Совета Сосногорска А.Морозов, приехавший на заседание комитета в Ухту, объяснил, что «пришёл сюда за информацией…».

Между тем, знать истинный источник и причину аварийного выброса важно не только для выявления и наказания виновника, но и чтобы обезопасить ситуацию на будущее. Ведь, по мнению члена комитета, доктора г.-м. н., профессора В.А.Копейкина, «если нагнетательными скважинами тронули нефтяной пласт, то нефть может пойти из разных скважин старых в самых разных местах. В течение 50 лет на старых скважинах ничего не было. Если тронули пласт, то надо ожидать худшего. Если загрязнение поверхностное, это ещё лучший вариант».

Обсудив ситуацию и проанализировав собранную к этому дню информацию, Комитет спасения Печоры решил:
1. Признать работу руководства МОГО «Ухта», ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» по ликвидации последствий аварийного сброса нефти в реки бассейна реки Ижма в апреле 2016 года неудовлетворительной. Обратить внимание на сокрытие ими от общественности истинных причин и источника масштабного аварийного нефтезагрязнения.
2. Для выяснения источника аварийного разлива и причин аварии потребовать от ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» и Минприроды Республики Коми организовать посещение представителями общественности объектов Ярегского промышленного узла 25 апреля 2016 года. Делегировать для посещения объектов: Старикову Л. Н.; Торлопова В. П.; Терентьева А. Ф. ; Руденко Е. Т. Ответственный: Братенков Н. Т.
3. В связи с крупнейшим аварийным загрязнением нефтью вод рек бассейна реки Ижма в населенных пунктах Печорского бассейна организовать акции протеста. Ответственные: координаторы Комитета спасения Печоры по районам.
4. Обратиться в Печорскую природоохранную прокуратуру, к руководству ООО «ЛУКОЙЛ – Коми», руководству администрации МОГО «Ухта» и потребовать письменных разъяснений причин и масштабов аварийного загрязнения вод рек бассейна Ижмы. Ответственный: Терентьев Ф. Ф.
5. Продолжить сбор фактического материала по загрязнению вод реки Ижма нефтью, материалы передавать в прокуратуру России. Ответственные: Давыдова Н. В.; Семяшкина В. Т.
6. Потребовать от Правительства Республики Коми мониторингового обследования состояния старых нефтедобывающих скважин и скважин по добыче тяжелой воды в 30 – 50 годы (в первую очередь в районе Ярегского промышленного узла) в 2016 – 2017 годах. Ответственнный: Терентьев Ф.Ф.

Второй вопрос, обсужденный на заседании комитета, тоже касался аварийного нефтеразлива, но уже в Усинском районе, на Верхне-Возейском нефтяном месторождении. По сигналу, поступившему в Комитет спасения Печоры, в районе разлива побывал член Комитета спасения Печоры В.Т.Братенков, который и проинформировал участников заседания о ситуации (подробная информация об этом будет опубликована в ближайшее время).

Члены комитета заслушали и приняли к сведению информацию Н.В.Щербининой о ситуации с организацией посещения тургруппами плато Маньпупунёр в Печоро-Илычском заповеднике (организацией и сопровождением тургрупп занимаются фирмы «Северный Урал» и «Вэртас»). Как известно, определенная для плато экологическая ёмкость – 110 человек в год, между тем в этом году только легально планируют посетить его 320 человек. Если ещё прибавить к этому нелегалов, то опасность ущерба ранимой экосистеме горной тундры очевидна.

Ещё одной информацией – об увековечении памяти А.И.Терентьева – поделилась с участниками заседания Г.Н.Преображенская: «Наше обращение в администрацию ГО Ухта рассмотрено на заседании соответствующей комиссии, принято положительное решение. Нужно ещё утверждение этого решения депутатами Совета города. В администрации обещают, что в августе к юбилею республики мемориальная доска будет установлена».

Валентина Семяшкина
Фото Надежды Давыдовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *