ПОЧЕМУ Я В КОМИТЕТЕ СПАСЕНИЯ ПЕЧОРЫ?

За почти четвертьвековую историю Комитета спасения Печоры в его составе успели поработать на общественных началах (в организации никогда не было и нет сегодня ни одного штатного сотрудника) несколько десятков припечорцев. Это люди, которые представляли и представляют в общественном движении своих односельчан, свой район и которых «благословляла» на эту непростую и ответственную работу конференция жителей Припечорья.
Кто-то из общественников – по разным причинам – рано или поздно уходил из нашего движения. Кто-то уехал за пределы республики. Кто-то, увы, ушёл преждевременно в мир иной. Но, начиная с далёкого 1989 года, всегда оставался и сохранился до сегодняшнего дня костяк общественного комитета, вокруг которого группировался и сплачивался актив, включая новых членов общественной организации.
Что заставляло и заставляет сегодня членов Комитета спасения Печоры – людей разного возраста, разных профессий, разных национальностей и даже разных политических пристрастий – отдавать свои силы и практически всё свободное время работе в общественной организации? Какими мотивами руководствуется каждый из нас?
Пусть личный ответ каждого из нас на один единственный вопрос – почему я в Комитете спасения Печоры? – будет своеобразным представлением нашей общественной организации.

Николай Терентьевич БРАТЕНКОВ (Ижма):

– Почему я участвую в общественном движении «За спасение Печоры»? С созданием Госкомприроды в восьмидесятые годы прошлого столетия работал несколько лет председателем Ижемского районного комитета охраны природы. Убедился, что больших успехов в охране природы не добиться даже будучи на такой должности. Поэтому я стал одним из организаторов общественного экологического движения Припечорья. На первой конференции движения в посёлке Щельяюр был избран председателем Комитета спасения Печоры. Вскоре убедился: если у движения есть своя газета и свой актив в каждом районе и городе Припечорья – то это великая сила, способная решать серьезные экологические проблемы всего Печорского бассейна.
В 1992 году мы провели в Ижме районный референдум по главным экологическим проблемам Припечорья:
1)по снятию металлической сетки в Куйской протоке в устье р. Печоры, где под видом изучения семужьего стада производился государственный браконьерский отлов семги;
2) по прекращению ядерных взрывов на Новой земле
3) по мораторию на строительство атомной станции в г. Инта
4) по созданию национального парка «Югыд Ва» в проектных границах
После этого наше общественное движение добилось, уже через инициативу республиканского референдума, чтобы правительство республики, а затем и Верховный Совет Коми приняли решения, предложенные Комитетом спасения Печоры по этим вопросам.
Благодаря работе членов комитета был прекращен молевой сплав древесины по реке Ижма, намного чище стали наши ижемские села. И даже теперь, в худших политических условиях, немало можно сделать! Поэтому я по-прежнему – в Комитете спасения Печоры.

Надежда Вячеславовна ДАВЫДОВА (город Печора):

– Наша северная природа удивительно красива, и в то же время очень ранима. К сожалению, развитие человеческой цивилизации ведёт к разрушению планеты. Отсутствие экологической культуры и человеческая жадность истощают природные запасы и загрязняет среду обитания. Я считаю, что каждый из нас должен задумываться о своем вкладе в сохранение природы и предпринимать все возможные действия в этом направлении. Поэтому я здесь!
Мне нравится, что в Комитете спасения Печоры работают честные люди с гражданской жизненной позицией, для которых слово Родина – не пустой звук. Это мои друзья и единомышленники. Вместе мы делаем мир лучше, чище и добрее!

Иван Степанович ИВАНОВ (Нижний Одес, Сосногорский район):

– Когда-то давно я определил для себя абсолютный критерий оценки деятельности человека: мы можем ошибаться, но за наши ошибки не должны платить следующие поколения. В идеале: если я оставлю после себя другим возможность выбора и по минимуму тронутую природу – это и есть хорошо.
Также я понял, что никто, кроме меня, не защитит тот кусочек природы, где живу я. В Комитете спасения Печоры я нашёл единомышленников. Именно поэтому я с ними, именно поэтому я буду заниматься защитой окружающей среды.

Тамара Дормидонтовна МАКАРОВА (Нижний Одес, Сосногорский район):

– «Зеленой» я стала по причине личной заинтересованности. В Сосногорске, где я жила в восьмидесятые годы, коптил небо сажевый завод и под окнами жилых домов работали военные локаторы. Сажа на снегу и звенящие от электромагнитных помех телевизоры жутко раздражали даже тех, кто не очень понимал, что всё это вредно для здоровья. Поскольку зеленого движения в городе в то время еще не было, пришлось принимать участие в его создании. Так появился клуб «Экос».
А вскоре меня заметил Алексей Иосифович Терентьев, прислал письмо. Так я узнала о Комитете спасения Печоры. С тех пор прошло более 20 лет. За это время я познакомилась со многими участниками общественного движения за спасение Печоры. Многие единомышленники стали по-настоящему родными людьми, на них можно положиться. Это личности, которые, дополняя друг друга, вместе могут добиться многого. В одиночку добиться чего-либо на экологическом поприще почти невозможно. Я горжусь, что причастна к работе старейшей общественной экологической организации Коми.

Валентина Томасовна СЕМЯШКИНА (Печора — Сыктывкар):

– Многие ли видели горящую реку? Или реку, гладь которой от берега до берега покрыта толстым слоем загустевшей нефти? Именно такие картины не раз с болью в сердце наблюдали мои земляки, жители старинного села Колва. Видела это и я. Ведь нефтедобывающие компании при попустительстве властей убивают Колву уже на протяжении четырёх десятков лет. И не только Колву!
Природоохранное законодательство в нашей стране нарушается сплошь и рядом. Я не вижу другого варианта хоть как-то воздействовать на эту ситуацию, кроме как объединение здоровых общественных сил, обнародование объективной информации о происходящем, общественный контроль, гражданское сопротивление… Поэтому я в Комитете спасения Печоры.
А ещё потому, что не хочу предавать свои истоки – мою малую родину. Потому что не хочу ощущать себя в роли подопытного кролика, безгласного и беззащитного.
Комитет спасения Печоры – это практически четверть века моей жизни. Это мои единомышленники и друзья – люди искренние, честные и думающие не только о себе. Некоторых из них уже нет с нами. Они отдали работе в нашем общественном комитете много сил, времени и души. Я училась у них мужеству и смелости. И их память я тоже не буду предавать. Вот почему я по-прежнему в Комитете спасения Печоры.

Альбина Олеговна ДАНЦЕВИЧ, (село Колва, Усинский район):

— Босоногое детство. Жаркое лето. Купаюсь в прозрачных водах в устье реки Щугор. Мои волосы запутались в стеблях белоснежной лилии. Цветов было много. Стебли лилии волоклись по земле. Я шла деревенской улицей, обнимала цветы и плакала. Девчонка просто не знала, что делать с увядающими цветами.
Теперь уже внукам пытаюсь внушить, что природа не прощает глупых и жестоких поступков.
Село Колва. 1994 год. Река по колено в нефти. На ужасающую ситуацию на реке Колва безвременно ушедший от нас Виктор Полшведкин и председатель общественного Комитета спасения Печоры Валентина Семяшкина сумели обратить внимание зарубежных коллег. Нефтяники с запозданием, но всё-таки начали выкачивать нефть с реки.
Прошло почти двадцать лет. И по-прежнему В.Т.Семяшкина среди защитников Печорского края и его жителей. Под руководством таких мудрых, бескомпромиссных и смелых людей как Валентина Семяшкина, Надежда Давыдова, Иван Иванов, я готова защищать нашу природу и интересы односельчан до конца своих дней.

Екатерина Валерьяновна ДЬЯЧКОВА (деревня Новикбож, Усинский район):

– Я живу на реке Печора и дальше хочу здесь жить. Потому и пытаюсь отстаивать это право – моё и моих односельчан. Мы хотим жить в здоровой природной среде, а не быть придатком нефтяной столицы. Мы хотим сохранить наши традиции, чистую природу и просто жизнь. Вот почему я в Комитете спасения Печоры.
А ещё мне очень хочется, чтобы мои односельчане были активными, грамотными, смелыми и могли отстаивать свои права – такие организации, как Комитет спасения Печоры, способствуют этому.
Моя мечта – открыть турцентр и показывать гостям нашу деревню как экологически чистый мир, где человек живёт в гармонии с природой, показывать многовековую культуру и быт, которые пока ещё сохранились, великолепную национальную кухню. А основа всему этому – наша природа. Без неё мы будем уже не мы. Вот почему я и дальше буду делать всё возможное для её сохранения.

Владимир Алексеевич ЧУПРОВ (Печора — Москва):

— Родился и вырос в Печоре. Последние 20 лет живу и работаю в Москве. Тем не менее, уже несколько лет являюсь членом Комитета спасения Печоры и надеюсь, что за 1000 километров от родины все-таки что-то смог сделать для Коми и всего Севера.
В Комитет пришел через единомышленников. Этого не могло не произойти, так как наша общая идея имеет очень большую силу притяжения и, к сожалению, слишком много проблем, которые нас объединяют. С детства не мог смотреть на то, как уничтожается лес. В сознательном возрасте узнал, что такое охрана окружающей среды, и что есть такие организации, как Комитет спасения Печоры. С моей точки зрения, это одни из наиболее эффективных объединений, которые помогают отбивать нашу Землю от человеческой жадности и глупости.

Вера Васильевна КОПЫТОВА (деревня Медвежская – город Печора):

Я родилась и выросла в деревне у реки Печоры. С детства люблю природу. Еще бабушка учила бережно относиться к хрупкому равновесию в природе, брать только то, что необходимо, чтобы природа могла восстановиться. Мне больно видеть, как варварски вырубают леса, как загрязняют бытовыми и промышленными отходами окружающее нас пространство.
Когда я работала в библиотеке, в одном из филиалов нашей ЦБС, главной задачей в своей деятельности мы выбрали экологическое просвещение всех категорий населения, от малышей до руководителей предприятий и чиновников. Уверена, что только экологически грамотный человек может влиять на улучшение экологической обстановки в своей местности, в своем регионе. Так в городе появился Информационно-просветительский экологический центр «Природа и человек». Тогда мы уже вплотную сотрудничали с общественным Комитетом спасения Печоры, цели и задачи которого совпадали с нашими. Здесь я нашла единомышленников, увидела, что члены Комитета искренне озабочены состоянием нашей природной среды и всеми силами стараются сохранить её равновесие, не считаясь со временем, с трудностями. Вместе с Комитетом мы проводили экологические акции, уроки, конференции, семинары, участвовали в международных грантовых проектах. Это была живая работа, дающая результат…
Почему я в Комитете спасения Печоры? Хочется ходить в чистый лес, пить чистую воду, дышать чистым воздухом и жить в гармонии с природой, но я понимаю, что в одиночку ничего не добиться. Я верю, что вместе мы сделаем всё возможное для того, чтобы наша природа оставалась живой – такой, какой я люблю её с детства.

Фёдор Фёдорович ТЕРЕНТЬЕВ (село Ижма):

В детстве я каждое лето проводил в маленькой деревне Пильегоры у деда. Дед учил меня, как жить в ладу с природой, что можно и что нельзя делать, во что можно вмешиваться и во что нельзя, как и когда можно заниматься рыбалкой или охотой.
Выбрав специальность геолога, я надеялся, что буду ближе к природе, буду постоянно любоваться её красотами. В конце 70-х – начале 80-х годов, работая в нефтеразведке, я увидел, как в погоне за нефтью губится наша северная природа. Руководство экспедиции, видя, как я переживаю за беды нашей земли, предложило мне работать инженером по охране природы. В эти же годы я познакомился с Алексеем Иосифовичем Терентьевым, Виктором Полшведкиным…. Они были истинными борцами за чистоту нашей северной природы и останутся для меня на всю жизнь примером того, как надо её защищать. Позже, уже работая инспектором в госорганах, я понял, что наиболее эффективно за сохранение природы можно бороться, только объединив усилия всех заинтересованных в этом людей – жителей Припечорья. Вот почему я стал одним их организаторов общественного Комитета спасения Печоры и вместе со своими единомышленниками – членами нашего комитета – буду заниматься защитой нашей природы, пока позволят силы.

Галина Николаевна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (город Ухта):

Мой интерес к экологической проблематике поначалу был связан с тем, что «СеверЭко» (это группа при «Печорагеофизике», где я в то время работала) в конце 80-х – начале 90-х годов начала профессионально осваивать экологическое направление. Где-то примерно в те же годы к нам пришёл Алексей Иосифович Терентьев со своими экологическими инициативами. Его убежденность и самоотдача не могли не вызвать ответную реакцию. Так я оказалась в общественном экологическом движении. Кроме организаторских дел в ухтинском отделении комитета, занималась просветительской работой, в том числе со студентами, регулярно публиковалась в нашей городской газете…. В память о муже – гидрогеологе – много лет занималась мониторингом состояния ухтинских родников…
Почему я по-прежнему в комитете? Проблем экологических со временем, к сожалению, не убавляется. Но дело не только в этом. В комитете собрались хорошие, неравнодушные люди, и, кроме всего прочего, мне просто нравится работать с ними.

Валерий Терентьевич БРАТЕНКОВ (город Усинск):

В 60-х годах я пил воду из реки Ижма. В 80-х при строительстве релейных станций в районе Ижмы в проекте производства работ для служебного пользования прочитал, что вода в реке Ижма уже непригодна для питья. Официально об этом не объявлялось. Получается, что за несколько десятилетий значительная часть Припечорья – и леса, и болота, и реки – оказались загрязнены, фактически приведены в негодность. При всём при этом такие факты максимально скрывались и скрываются от населения, от местных жителей. Считаю, что нельзя с этим мириться. Вот почему я в Комитете спасения Печоры.

Дмитрий Геннадьевич КАНЕВ (село Ижма):

Я стал членом Комитета спасения Печоры совсем недавно. Почему? Душа уже болит смотреть, как загрязняются наши реки, озера, везде появляются новые свалки…. Особенно нещадно загрязняют нашу природу нефтяники. Я стал участвовать в акциях – Речной ленте, уборке окрестных лесов, в собраниях по экологическим проблемам … Комитет спасения Печоры очень активно действует. И я считаю, что чем больше будет тех, кто участвует в его акциях, тем больше мы – все вместе – принесем пользы нашей природе, а значит и себе, и детям своим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *