Главная Фотоальбомы О нас Новое Популярное Блоги Обратная связь
Отстоим Шиес - НЕТ полигонам московского мусора на Севере!
Что кроется за сокрытием аварий на высоконапорном водоводе Яреганефти
SAVEPECHORA > Нарушения
Что кроется за сокрытием аварий на высоконапорном водоводе Яреганефти  
[17 ноября в 16:10]
В состав вод нефтяных месторождений входят, главным образом, хлориды, бикарбонаты и карбонаты металлов натрия, кальция, калия и магния. Содержание хлористого натрия может доходить до 90% от общего содержания солей. Иногда встречается сероводород и в виде коллоидов. окислы железа, алюминия и кремния. При известном химическом составе пластовых вод нефтяных месторождений, выделяют категории загрязнения окружающей среды, характеризующие воздействие пластовых вод этих месторождений на окружающую среду. Известны примеры закачивания в пласты нефти в качестве емкостей для подземного ее хранения или для захоронения вредных стоков различных промышленных производств. Также известно, что одна единица объема пластовой воды, попавшая в поверхностный водоем, делает непригодной для употребления от 40-ка до 60-ти объемов чистой пресной воды.




16 апреля 2019 г. Высоконапорный водовод для перекачки пластовых вод Ярега-Лачьель, протяженностью 64 километра, проходит по лесам и открытым болотам, пересекая реку Седью, автомобильную и железную дорогу, ручьи и малые речки.

ДЕТСКАЯ ИГРА В ПРЯТКИ ПО-ВЗРОСЛОМУ
В первой половине апреля «сорока на хвосте» принесла весть: на водоводе авария, ее устраняют, место указать не могут, но от Яреги далеко. Снимки из космоса на Яндекс-картах уточняющую информацию не дают – устарели. Может Комитет по охране природы в Ухте в курсе? Но там посылают в Росприроднадзор, поскольку предприятия Лукойла, говорят, курирует он, из Сыктывкара. Заниматься перепиской некогда – на дворе весна, активное снеготаяние, ни пешком, ни на лыжах по водоводу перемещаться нет возможности. Включаю голову и компьютер: место аварии надо искать от пересечения водоводом автодороги Ухта – Троицко-Печорск 16 апреля. Только в одну ночь с 15 на 16 должно быть минус 13 градусов, а это на короткое время прочный наст.
С рассветом оказываюсь на месте. На бровке дорожной насыпи оставляю машину. Нахожу ось водовода по установленным по сторонам дороги аншлагам. За 50- метровыми участками придорожного ельника по обе стороны дороги просматриваются прорубленные коридоры для водовода (труба уложена под дорогой методом «прокалывания»). Но со стороны Яреги при «проколе» должен быть подъезд техники через газовую трубу вдоль автодороги. У дороги следов снегоходов и людей нет. Двигаюсь в сторону Яреги. После выхода на безлесную трассу водовода различаю просевшие в оттепель следы снегоходной техники и понимаю, что использовали проезд под трубой газопровода в километре далее по дороге, устроенный в былые годы мелиораторами для проезда техники при осушении болот.
Ночной холод образовал на поверхности снега прочный наст, который гарантировал быстрое движение по нему без лыж. По поваленным стволам деревьев преодолеваю речку Чомкасаель, прибрежный заболоченный участок леса и выхожу на открытое болото. В четырех километрах виднеется кромка соснового леса по ту сторону болота, а на оси водовода - редкие вешки и ярко-красные металлические коробки с установленными в них приборами контроля. Вдоль водовода виднеется просевший след от проезда снегоходов, как позднее понимаю, служивший для осмотра с какой-то периодичностью состояния водовода и для проезда людей, пробивших теодолитный ход в стороне от оси трассы. Подумал, намечается укладка дополнительной нити водовода. На частые проезды ремонтной бригады это не было похоже, но раз сюда вышел, надо пройти до реки Седью.
Когда приближался к противоположной кромке болота, увидел освобожденный от снега участок на оси водовода, заполненный жидкостью. Подошел к краю водной поверхности по возвышающейся кочке и опустил в воду оголенную руку. Вода теплая. Запах от руки резкий, болотная вода так не пахнет. От поверхности поднимался пар и оседал белым инеем не болотной растительности, торчащей из воды. Какого-то бульканья от оси водовода не было видно. На какой глубине находится труба водовода - неизвестно. На аншлагах указана охранная зона стрелкой вниз с цифрой 2,5 м.
Двинулся дальше. За болотом пересек лесной участок, очередное болото, лес, ручей, гарь, снова лес и дошел до места «прокола» под рекой Седью. Пройдя прибрежный лесной участок, пересек реку по тающему льду и вышел на знакомое место. Здесь бывал трижды в начале 2018 года, когда обнаружилась утечка дизельного топлива Яреганефти на участке водовода на берегу реки Седью: дважды завозили меня на снегоходах местные жители поселка Седью и один раз приходил сюда пешим ходом по зимнику. Лукойловцы упорно не желали моего присутствия на месте утечки дизтоплива из хранилища, так как находил там участки леса, залитые соляркой, и выставлял фото в интернете. Шла своеобразная игра в прятки: они скрывали свои «грехи», а я находил их и выставлял фото на сайте Комитета спасения Печоры.
На пройденном участке водовода, кроме зловонной лужи, места аварии не обнаружил. Далее от реки Седью до Яреги было около 28 км, и стало понятно, что информация от «сороки» касалась участка от места начала моего похода в сторону Лачъельского участка закачки пластовых вод в нагнетательные скважины. Вернулся к машине и, насколько хватило сил, сделал полукилометровое обследование по водоводу с другой стороны автодороги Ухта – Троицко-Печорск. В ту сторону по трассе водовода около семи км до пересечения железной дороги (здесь заканчивается территория ГУ «Ухтинское лесничество»), а далее около восьми км до Лачьельского участка (там территория ГУ «Сосногорское лесничество»).

В конце апреля принял участие как наблюдатель Комитета спасения Печоры в работе Республиканской паводковой Комиссии на территории Ухты и Сосногорска. Сообщил о месте нахождения тревожной точки водовода на болоте, а заодно пытался выяснить, был ли период отключения подачи пластовых вод в высоконапорный водовод в апреле месяце. Представители Лукойла сообщили Комиссии, что отключения водовода не было, но члены Комиссии в последний день работы всё же попытались выйти на указанную мной точку. Без меня. На следующий день сообщили, что ничего необычного там не обнаружили.

ПОРОЙ "СОРОКАМ" СТОИТ ВЕРИТЬ
В октябре нынешнего года на территории Ухты работала Межведомственная комиссия по вопросам рекультивации нарушенных земель. Вновь принял участие в её работе. В один из дней посетили Лачьельский участок с целью обследования территории у одной из нагнетательных скважин, где произошел разлив пластовой воды на прилегающий лесной участок. Там в спешном порядке провели работы по рекультивации участка, наклонный рельеф которого метров через сто примыкает к речке Лачьель, впадающей в реку Ижма.


14 октября 2019 г. Часть водотока прохождения пластовых вод перед впадением в реку Лачьель. Далее просматривается пройденный санитарной рубкой и рекультивированный лесной участок.

Возникли вопросы. Когда произошло изливание пластовой воды на лес? В каком объеме утекла опасная для поверхностных вод жидкость? Почему в ускоренном порядке проведена рекультивация, причем без одобренного Минприроды РК проекта работ? Вопросов появилось больше, но кто даст правдивые ответы общественникам? Например, на вопросы о том, зафиксирована ли дата факта случившегося попадания пластовой воды в естественные водотоки реки Ижма? Какие объемы ядовитой жидкости утекли при разливе? Каков ущерб природе и есть ли виновные? Это вопросы к надзорным органам и прокуратуре.

Знать бы ответы, возможно и сложились бы пазлы в картине весеннего поиска места проводимых работ по устранению проблем на водоводе. Увы! Но подумалось, что «сорока», похоже, щебетала не напрасно.

ТЁТЕНЬКА В БЕЛОЙ КАСКЕ
В начале ноября неожиданно обнаружился очередной пазл событий на высоконапорном водоводе: в соцсетях выложено видео ухтинца Рустама, оказавшегося во время охоты на месте пересечения водовода и железной дороги Сосногорск – Троицко-Печорск. На участке выхода «прокола» для водовода под дорогой оказался излив пластовой воды с большим содержанием нефтепродуктов на поверхность заболоченной почвы. Выпавший снег скрыл детали произошедшего. Только ёмкости для сбора нефтепродуктов говорили о ранее проводимых нефтяниками работах.
Председатель Комитета спасения Печоры И. Иванов оперативно связался с Рустамом, который оказался специалистом в области бурения скважин, уточнил ситуацию и направил в Печорскую природоохранную прокуратуру и в Минприроды Республики Коми обращения по факту разлива с просьбой привлечь меня, как представителя общественности, при выезде на место.
Не дождавшись приглашения от надзорных органов, опережая прогнозные снегопады, 9 ноября я выехал на самостоятельное ознакомление с ситуацией. На месте пересечения водовода и автодороги велись работы по прокладке лежневки вдоль водовода и установке опор для ЛЭП. Технологический коридор расширен ранее, в доснежный период. При разговоре с рабочими на вопрос, приезжал ли кто-нибудь на водовод, молодой человек сообщил, что была машина два дня назад с тетенькой в белой каске, но они не проехали по лежневке, так как за поворотом идет укладка настила. Белая каска – значит были представители Лукойла.
По водоводу двинулся без лыж, так как по неровностям при малом снеге они бесполезны. Когда дошел до места, на насыпи ЖД увидел следы двухдневной давности выходившего к путям человека. Позднее выяснил, что был колесный вездеход на широких шинах со стороны Лачьельского участка, но до места разлива не дошел метров сто. Там заболоченный участок, и двоим мужчинам пришлось добираться до него краем расширенной трассы по поваленным деревьям. Следов тетеньки в белой каске не обнаружил.



КАРТИНА МАСЛОМ, т.е. НЕФТЬЮ
Побывавшие до меня мужчины видели то, что увидел и я. Обширная ровная поверхность покрыта трехсантиметровым слоем снега, под ним в 1 – 2 см слой густой нефти, далее лед, выдерживающий тяжесть человеческого тела. Труба водовода излучает тепло, и поэтому выход его на поверхность и далее место углубления в грунт не промерзает при низких температурах воздуха. Нефть у трубы открыта.



В стороне находятся две группы пластиковых ёмкостей на деревянных поддонах, доставленных, похоже, вертолетом. Ёмкости измазаны нефть и заполнены застывшей жидкостью с наличием нефти. На кочке брошенные неиспользованные полубочки с устроенными прорезями для рук, служащими для переноски собранной разлившейся нефти. В разных местах разбросаны вымазанные нефтью совковая лопата, ведро и специальный скребок для перемещения нефти по поверхности воды. На участке просматриваются следы пожара. Вероятно, люди, занятые тяжелой работой по сбору нефти на заболоченном участке, пытались её сжечь.



На сухом участке леса, куда подъезжала техника, обнаружилась стоянка рабочих, с местом расположения палатки. Настил из тонкомерных стволов деревьев указывал на наличие в ней двух спальных мест, защищенных от холода промороженной земли. Похоже, период работ приходился на апрель – май 2019 года.



Почему скопилось большое количество нефти при изливе пластовой жидкости из высоконапорного водовода, объяснимо. На всех нефтяных месторождениях в пластовых водах присутствуют нефтепродукты, а при разогреве пластов на ярегском месторождении тем более. Отделение от жидкости нефти осложнено отсутствием эффективных очистных. Полагаем, что наличие значительного объема нефти на данном месте объяснимо спецификой участка. Он расположен на открытом заболоченном месте, примыкающем к узкому, вытянутому до километра болоту, переходящему в ложбину в направлении ручья Пармавож, притока реки Лачьель. Нефтесодержащая жидкость, охлаждаясь, разделялась частично на сгустки нефти поверх потока более подвижной жидкости, движущейся среди моховой растительности болота в направлении ложбины к ручью. В этом направлении неслись и талые воды. Нефтевыделения же оставались на плаву в понижении у места излива пластовой воды, окруженного кочками, кустарниками, древесным отпадом и торфяными валами от проходов тяжелой техники по трассе водовода. Нефть накапливалась, образовывая слой густой охлажденной нефти на поверхности залитого водой участка.

Подобное образование сгустков нефти наблюдал на поверхности ручья Малый Войвож в апреле 2016 года. Тогда ярегский нефтеразлив загрязнил водотоки от ручья, рек Ярега, Ухта, Ижма и дошел до реки Печора. Пришлось фактами опровергать версию нефтяников о виновности в разливе старых, 30-х – 50-х годов, скважин.

Страшно представить, какие объемы жидкой части пластовых вод от высоконапорного водовода ушли в ручей Пармавож и далее в реки Лачьель, Ижму и Печору.
Бездумная эксплуатации Природы убивает её и Человечество.

Когда реализовывали проект переброски для закачки в нижние горизонты пластовых вод нефтешахт Яреги на участок Лачьель, общественных слушаний в Ухте не проводили. В 2018 году Комитет спасения Печоры предпринял попытку выяснения обстоятельств строительства и эксплуатации объектов на Лачьеле, в том числе размещение карьера в водоохранной зоне реки Ижма, но чиновники надзорных органов, как водится, отделались отписками.
Из них выяснилось, что лицензия на размещение промышленных стоков на Лачьельском участке недр, как и предоставление в пользование по договорам аренды участков земель лесного фонда под технологические площадки и подъездные пути, действуют до 01.12.2019 г. А еще Управление Росприроднадзора по Республике Коми не располагает информацией о наличии государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по проектной документации карьера и что проектная документация Лачьельского участка недр под закачку пластовой воды Ярегского нефтяного месторождения и представленная на ГЭЭ в 2015 году, получила отрицательное заключение.

В общем, всё как на Шиесе. Разница только в том, что в Ухте проживают «терпилы», которых все устраивает в окружающей их среде обитания, а те, кого не устраивает, давно уже выехали в иные места проживания.
В практике природопользования сложились порочные правила. Предприятия-недропользователи заинтересованы скрывать регулярно случающиеся локальные нефтеразливы, порчу земель утечками нефтесодержащей жидкости и производственными отходами, чтобы минимизировать штрафы. Надзорные органы не проявляют должной активности по контролю и выявлению действительного ущерба природе, чтобы не формировать негативное отношение местного населения к природопользователям. Местная власть демонстрирует лояльность к нарушителям природоохранного законодательства в целях получения хоть какой-то финансовой помощи для решения многочисленных проблем поселений, так как налоги и штрафы поглощают вышестоящие бюджеты. И никто не говорит о вымирании местных жителей от стремительно ухудшающейся среды обитания.

Валерий ТОРЛОПОВ,
член Комитета спасения Печоры,
г.Ухта



поиск:
Разделы:
Save Pechora Committee
Аналитика
Архив газеты "Экологический вестник Припечорья"
архивные статьи газеты "Экологический вестник Припечорья"
Комитет спасения Печоры
Мероприятия и акции
Нарушения
Отчёты
Пресс-релизы
Проекты и кампании
Путешествия, Населённые пункты Коми, природа.
Сообщает природоохранная прокуратура
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
 
Главная страница Новые записи
О Комитете спасения Печоры Популярные записи
Фотоальбомы Важная информация
Обратная связь