Главная Фотоальбомы О нас Новое Популярное Блоги Обратная связь
Отстоим Шиес - НЕТ полигонам московского мусора на Севере!
Ужасы Ухтинского полигона ТКО: мусорная реформа в действии
SAVEPECHORA > Нарушения
Ужасы Ухтинского полигона ТКО: мусорная реформа в действии  
[12 июня в 18:15]
8 февраля с.г. «Трибуна» опубликовала статью «Свальный грех под Ухтой: общественники проникли на «секретный» полигон», увидев там картину, достойную фильма ужасов». Увиденное на Ухтинском полигоне захоронения ТКО, образованном из ТКО городского округа Ухта, поселений Сосногорского, Ижемского, Усть-Цилемского, Троицко-Печорского районов и частично Княжпогостского района Республики Коми, показало множество нарушений законодательства начавшейся мусорной реформы.

21 марта «Трибуна» опубликовала статью «Фильм ужасов» под Ухтой: продолжение следует?», в которой отражена реакция на статью прокуратуры и других надзорных и властных органов. Понятно, что зимой под слоем снега многое скрыто. Читателям сообщили, что «полигон является собственностью МОГО «Ухта», он передан в хозяйственное ведение МКП «Ухтаспецавтодор». По информации данного МКП, полигон состоит из шести карт для размещения ТКО. В настоящее время I-IV карты полигона заполнены, V карта заполнена на 99%, VI — на 95%. Полигон заполнится в ближайший год. С учетом изложенного МКП «Ухтаспецавтодор» готовит документацию на выполнение предпроектных работ по увеличению вместимости полигона.

В силу Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО владельцы объектов обязаны оборудовать их средствами измерения массы отходов. Проверкой установлено, что весовое оборудование для измерения массы поступающих отходов отсутствует. Региональному оператору по обращению с отходами ООО «Ухтажилфонд» внесено представление. Проверка соответствия полигона санитарно-эпидемиологическим требованиям запланирована прокуратурой Ухты в бесснежный период (на май-июнь) 2019 года».

ПОЧЕМУ СООБЩЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН НЕ ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ

Пока прокуроры Ухты ждали бесснежного периода, общественники решили узнать, кто на деле обеспокоен чистотой северной природы и охраной здоровья людей здесь живущих. Это о чиновниках разного уровня власти, работающих и живущих на деньги этих людей-налогоплательщиков. Им то и разослали ряд вопросов по мусорным делам. Что же из этого получилось?
5 апреля пришел ответ от Росприроднадзора по РК №04-07/61 за подписью зам. руководителя И. Астарханова, откуда узнали, что «МинЖКХ и Минприроды РК соответствующими приказами от 27.12.2018 утвердили уже третью редакцию Территориальной схемы обращения с отходами в РК».
Кстати, первая редакция ТС, после ее утверждения приказами МинЖКХ и Минприроды РК от 21.03.2018 года, ставшая обязательной для исполнения с 01.11.2018 в форме закона, выполнена частной московской фирмой «Международный центр наилучших природоохранных технологий» по заказу госкомпании АО «Коми коммунальные технологии», обошлась бюджету в 9,6 млн. рублей. Документ подготовлен в 2016 году и не корректировался до начала запуска мусорной реформы в Республике Коми. При ее реализации, например в Ухте, выяснилось, что по ней невозможно найти места накопления ТКО для вновь образованных юридических лиц с объемами накопления отходов, а также отсутствие указания закрепления контейнеров для ряда МКД. При этом в ТС прописаны не существующие юрлица по причине их ликвидации или переезда. Кто понес ответственность за недостоверность информации в Территориальной схеме, служившей основанием для расчетов мусорных тарифов?
Но вернемся к ответу Росприроднадзора по РК. «На 2019 год назначена плановая выездная проверка МКП «Ухтаспецавтодор». В период же с 01 по 28 февраля 2019 проведена внеплановая проверка Регионального оператора ООО «Ухтажилфонд», в ходе которой нарушений обязательных требований в области обращения с отходами не выявлено».
Дополнительно сообщили, что «Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. В данный перечень не входят отходы, которые накапливаются жителями в контейнерах для ТКО: отходы из жилищ несортированные. Однако отходы, накопленные либо собранные раздельно, включенные в утвержденный перечень, захоранивать на полигонах запрещено». А посему, «на сегодняшний день законодательством не установлен запрет на размещение ТКО без предварительной сортировки». И добавлено: «основными задачами для РО являются в т.ч. планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами, а также внедрение системы раздельного накопления ТКО».
В ответе Минприроды РК № 60-Т за подписью и.о. министра С. Шевелева относительно Распоряжения Правительства РФ от № 1589-р однозначно указано, что с 01.01.2019 запрещено захоронение ТКО с полезными компонентами на объектах размещения отходов.
В ответе и.о. руководителя администрации МОГО «Ухта» № 10-11-042991 подписанном П. Артемьевым сказано, что «Ухтаспецавтодором» было получено Предостережение № 04-31/2018 о недопустимости нарушений обязательных требований от 25.12.2018, по которому Управление Росприроднадзора по РК предписывает осуществлять захоронение на Ухтинском городском полигоне ТКО твердые коммунальные отходы, в том числе в компонентный состав которых входит бумага, картон, полимерные материалы, стекло, которые запрещены к захоронению с 1 января 2019». Данное Предостережение на 17 апреля с.г. обжаловалось. Результат же на период написания статьи, увы, не известен. Но вызывает недоумение: почему Росприроднадзор по РК предписывает муниципалитету нарушать законодательство? Или это П. Артемьев выдал желаемое за действительность?
Из ответа территориального отдела Роспотребнадзора по РК в городе Ухте № 489/04-01 подписанном гл. государственным санитарным врачом А. Повалишиной ни слова о защите прав потребителей новой коммунальной услуги по вывозу ТКО. Хотя даже не специалист понимает, что если услуга не предоставляется, то не надо за нее и платить. Уже несколько месяцев газета «Трибуна» и соцсети вещают о выбивании денег с граждан за не предоставленные услуги, указывая конкретные примеры и адреса. Бездействует Роспотребнадзор. А ведь это основное кредо Федерального закона о защите прав потребителей.
Но вернемся к проблемам полигона. Всплывающие факты нарушений СанПина на ухтинском полигоне заслуживают более пристального внимания Роспотребнадзора в части возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и объектам окружающей среды. Об этом КСУ сообщало в статьях и направленном 15 марта письме на запрос № 2561/00-04 зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по РК В. Курбанова. Кстати, в письме было предложено наше участие в проверке в качестве проводников по территории полигона в Ухте. Увы! До сих пор с нами не желают сотрудничать.
Из ответа А. Повалишиной узнаем, что по результатам предварительной проверки установлено наличие заполняемых V – VI рабочих карт, а первые четыре полностью заполнены. На начало 2019 года остаточная мощность составляла 428 561 кубометр ТКО (поражает точность расчета до 1 кбм). Кстати, никаких признаков существования шести карт на полигоне общественники не обнаружили. В этом можно убедиться и не выезжая на полигон, а достаточно посмотреть его снимок в интернете на Яндекс-картах. Полигон представляет собой единую «шапку мусора», закрывшую все шесть когда-то запроектированных карт.
«При размещении отходов на полигоне контрагент должен в соответствии с законом предъявлять паспорта на эти отходы». Должны или на самом деле выполняются требования закона - разные понятия. Тоже самое и в формулировках «имеются» или «соблюдаются» согласованные в установленном порядке санитарного законодательства инструкции по производственной санитарии для персонала, занятого эксплуатацией полигона ТБО?
«Предварительная проверка показала, что МКП «Ухтаспецавтодор» разработал и выполняет специальную программу (план) производственного контроля, предусматривающую контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв. В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбанатов, кальция, хлорида, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели».
Чтобы не пугать читателей далее не будем приводить озвученные главным санитарным врачем элементы и показатели в пробах атмосферного воздуха и почвы. Скажем лишь, что А. Повалишина на основании Федерального закона № 294-ФЗ не нашла обоснований необходимости проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором юрлица МКП «Ухтаспецавтодор».

ВНОВЬ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ СЛЕДЫ МУСОРНОГО КОЛЛАПСА

Когда в окрестностях Ухты наступил бесснежный период, 15 мая общественники КСУ вновь посетили «секретный» полигон ТКО. А чтобы точнее представлять нарушения при его эксплуатации ознакомились с официальным изданием Свода правил «Полигоны твердых коммунальных отходов» от 2016 года, составленных на основании Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. Перед иллюстрациями в скобках нами указаны цифры пунктов Свода правил, в соответствии с выявленными нарушениями. Итак:
Течет ручей фильтрата, зловонного водного раствора, выделяемого полигоном в процессе разложения гниющих веществ, на лесонасаждения с северной стороны полигона, а далее к реке Ижма (6.3, 6.4, 5.6, 6.5, 6.11, 7.2, 7.3):



Ручей фильтрата на восточной стороне полигона тянет по руслу прочие легко перемещаемые отходы, главным образом упаковочные материалы пищевых продуктов (5.6, 6.3, 6.4, 6.5, 6.11, 7.2, 7.3). Русло ручья фильтрата устремляется по крутому склону к системе ручьев, впадающих в реку Ижма, до которой напрямую три километра:





Прошлогодняя зона отдыха и индивидуальных работ по сбору стекла, пластика и прочих полезных компонентов для неизвестных приемщиков вторсырья.
За 3 прошедших с зимы месяца (фото от 29.01.2019 с волчьей тропой в сторону летней стоянки неизвестных людей) свалка подступила вплотную. Это ли не пример соблюдения инструкции по производственной санитарии для персонала, занятого эксплуатацией полигона ТБО:





Очередной естественный выход фильтрата на склоне за границей полигона с восточной стороны (5.6, 6.3, 6.4, 6.5, 6.11, 7.2, 7.3). Не далее 100 метров до русла ручья, впадающего в реку Ижма напрямую в трех километрах от полигона:



Самоизливающая наблюдательная скважина № 9 на границе ухтинского полигона (пример контроля за состоянием подземных и поверхностных вод полигона):



Лежащее ограждение полигона с колючкой, скрытой под сухой растительностью (5.6, 6.10, 7.2, 7.3):



Одно из русел ручья от восточной стороны полигона (5.6, 6.3, 6.4, 6.5, 6.11, 7.2, 7.3):



На фотографиях представлена основная беда ухтинского полигона: беспрепятственное движение фильтрата к водной системе рек Ижма и далее к Печоре. Из информации КомиОнлайн от 17 января 2019 года о проведенной проверке Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды при эксплуатации очистных сооружений и последующем сбросе сточных (дренажных) вод ряда предприятий известно: в реках выявляют превышения ПДК веществ и микроорганизмов, содержащихся в сточных водах (нефтепродукты, фосфат-ионы, железо, фенолы, никель, медь, марганец). Не исключено, что ухтинский полигон ТКО вносит свою лепту в загрязнении вод Ижмы и Печоры.

Расшифруем цифры скрываемых от общественности нарушений:

5.6 – размещение участка полигона на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов;
6.3 – отсутствие обеспечения сбора образующейся в толще ТКО (ТБО) жидкой фазы (фильтрата);
6.4 – не работоспособность системы сбора и отвода фильтрата и промывки дренажа во время эксплуатации;
6.5 – не работоспособность отдельных устройств очистки и удаления фильтрата в систему канализации;
6.10 – разрушено ограждение территории полигона;
6.11 – отсутствие работоспособной обособленной сети ливнестоков с локальными очистными сооружениями по периметру полигона;
7.2 – отсутствие переносных сетчатых ограждений (щитов) для задерживания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте;
7.3 – не выполнение регулярного сбора разлетающихся отходов от полигона и вдоль подъезда мусоровозов к полигону.

Дополнительно сообщаем о нарушении п. 4.3 (есть зимнее фото с автомобильными шинами, а это 2-ой класс опасности) – запрещается захоронение отходов 1 – 2 классов опасности, радиоактивных и биологических отходов.

А еще есть проблемы несоответствия основания и стенок ложа карт полигона по годроизолирующему материалу, допускающему утечку фильтрата за пределы полигона, а также п. 6.6 – не соблюдение требования послойного чередования ТКО и инертных материалов при разравнивании привезенных на полигон ТКО и устилающего слоя грунта.

И последнее важное дополнение: ухтинский полигон ТКО расположен, как помнится, на территории зеленой (рекреационной) зоны города Ухта, являющейся легкими города, и поэтому устройство новой карты для захоронения ТКО на сегодня не возможно. Существующее природоохранное законодательство делать это запрещает.

Валерий Торлопов,
член Комитета спасения Печоры, город Ухта.
Фото автора



поиск:
Разделы:
Save Pechora Committee
Аналитика
Архив газеты "Экологический вестник Припечорья"
архивные статьи газеты "Экологический вестник Припечорья"
Комитет спасения Печоры
Мероприятия и акции
Нарушения
Отчёты
Пресс-релизы
Проекты и кампании
Путешествия, Населённые пункты Коми, природа.
Сообщает природоохранная прокуратура
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
 
Главная страница Новые записи
О Комитете спасения Печоры Популярные записи
Фотоальбомы Важная информация
Обратная связь