Главная Фотоальбомы О нас Новое Популярное Блоги Обратная связь
Дырявые нефтепроводы - главная причина аварийных нефтеразливов
Будем элластичными (с). MOSPA2018. Оулу. Финляндия
SAVEPECHORA > Мероприятия и акции
Будем элластичными (с). MOSPA2018. Оулу. Финляндия  
[14 марта в 16:51]
Мысль, что иностранные покупатели российской нефти тоже в ответе за разливы в России приходит мне не первый раз.

«Спрос рождает предложение».

_____________________________________________


По моей личной оценке, характер реагирования государственных органов на разливы нефти и аварии на уровне 2007 года.

Почему 2007 года?

Это разлив нефти на Пашне зима 2006-2007 (по оценке рядовых нефтяников на лёд Печоры могло вылится до 600 кубов нефти). 2 раза комиссия не может переправится на правый берег Печоры (отказываясь от лодок местных жителей), полтора месяца прокуратура не может выехать на место происшествия по заявлению о преступлениях.

Тогда мы с Тамарой Макаровой последующие полгода занимались обжалованием бездействия чиновников (некоторых даже наказали). Вспомню с благодарностью прокурора Коми Александра Шуклина. Он нас поддержал тогда и следователи стали выезжать на место разлива в течение 2 часов после сообщения. Двух часов!!!

Каково сейчас, можно проследить по реакции на разлив диз. доплива в районе реки Седью (на Седью следователей с 29 декабря 2017 года ещё не было). Я позже устрою разбор действий и ответов, но одно видно невооружённым глазом – чиновникам мешает снег оценить масштабы аварии, по их мнению надо дождаться схода снега. Ребёнку понятно, где будет солярка после весеннего паводка. Но не квалифицированным специалистам. Я думаю, не обошлось без команды сверху.

Когда на реке Лемью (нерестовая сиговая река, в то время – региональный заказник. Кстати, это не единственный заказник , ликвидированный, на мой взгляд , в угоду Лукойл (болото Кереснюр на Пашне ещё)) был разлив нефти и со слов знакомых браконьеров (как я их называю) в заводях слой нефти достигал 30 см, то, со слов тех же браконьеров, именно из Москвы рыбнадзору поступила команда не замечать разлив. Кто-то что-то знает про активность рыбников сейчас?

Долгое вступление получилось. Ну, как мне представляется, все наши обращения, митинги , попытки проведения республиканского референдума пока не очень повлияли на сокращение аварий и разливов нефти. Обратиться к покупателям российской нефти – это нестандартный ход. И вдруг кто-то услышит. Это про элластичность. И узнать, что есть нового в мире в плане средств ликвидации нефтеразливов тоже интересно и важно.

О конференции.
Конференция проходила 6-8 марта.

Мероприятие организовано в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области готовности и реагирования на нефтезагрязнения в Арктике (МОСПА) и Копенгагенским соглашением. Финляндия проводит эту конференцию в сотрудничестве со Швецией, а посвящена она обсуждению как технологических проблем, связанных с добычей нефти в ледовых условиях, так и вопроса предотвращения загрязнения в Арктике. Конференция, в которой участвуют представители государственных структур и неправительственных организаций из северных стран, поддержана Министерством иностранных дел Финляндии, Министерством окружающей среды Финляндии, Рабочей группой Арктического совета и Совета министров Северных стран, Финским институтом окружающей среды (SYKE)…


«Экологические последствия разливов нефти в Арктике», «Приоритеты Арктического совета в ликвидации разливов нефти в Арктике», «Технология ликвидации последствий нефтеразливов в ледовых условиях», «Ледовое и метеорологическое обслуживание в Арктике (мониторинг льда, разрывы льда, прогнозы погоды)», «Последние исследования, связанные с разливами нефти в холодном климате» – вот темы лишь некоторых из докладов, заявленных на конференцию.

Дорога,проживание, питание участников конференции – за счёт организаторов (информация для злопыхателей).

___________________________________________________

Дорожные заметки
Начну сразу с поезда «Лев Толстой» «Москва – Хельсинки». Есть WiFi, еда, душ. Вагоны сделаны явно не на Абаканском вагоностроительном заводе. Я в этих вагонах и прочих современных штуках всегда боюсь что-то сломать (и небезосновательно). Тут мне почти удалось сломать механизм откидывающейся полки.

Граница. Я никогда не был в Выборге и в Финляндии. Два плюса мне на карте. Пересечение границы – интересный психологический момент.



фото Елены Соловьёвой. Сыктывкар

Это есть, не врите, что это не так. И тут вопрос – с какого перепугу я на чужбине чувствую себя свободнее, чем дома?

Немного покоробило: мой диалог с финским пограничником – Цель поездки ? В каком городе конференция? Один ли я еду? Когда выезжаю обратно?

Разговор финского пограничника с гражданином Германии в моём купе: -Гутен таг!- Гутен таг! вжиххх – скан паспорта, шлёп – штамп.

Вспомнил Маяковского «Стихи о советском паспорте».

Дядя Вова, я так-то не подписывался на образ пьяного голодного мужика в рваных штанах с ядерной дубиной. Но в целом, всё дорожелательно.

Хельсинки
Путешествие с «гринписами» – это всегда весело. Как все гениальные люди, они по хорошему «балбесы» в бытовых вопросах. И ты постоянно находишься в состоянии ожидания приключения – потерять паспорт, например, забыть в поезде вещи.

Погода в Хельсинки, как в Питере. -15, ветер и влажность. Бррррр. На сегодня наш «палаточный городок» – офис Гринпис Финляндиии. Мне он понравился. Он гуманистичнее, чем офисы Гринпис России в Москве и Питере (есть общее пространство, просторнее, кровати для гостей). И чайник с кучей кнопок. Это очень дискомфортно, когда чайник умнее тебя.

Тут мы встретились с волонтёрами Гринпис Финляндии.



Наш с Леной Сакирко расссказ (в общем-то очень сухой) о нефтеразливах в Коми вызывает, как мне показалось, недоумённый взгляд «Как такое возможно?» и желание как-то помочь. Возможное участие финских волонтёров в решение проблемы разливов в Коми, я и некоторые другие члены Комитета спасения Печоры видим в преодолении информационной блокады в СМИ при освещении фактов нефтеразливов. Это выстраданная позиция. Так первая публикация о нефтеразливе на реке Колва (2013 год) появилась не в республиканских СМИ, и даже вообще не в России. И это сработало.

А так проблемы загрязнения питьевой воды, воздуха, рек им не очень знакомы. Вода из под крана вполне себе питьевая.

Оулу. День первый.
Дорога от Хельсинки до Оулу занимает 6 часов на 2 -х этажном поезде. Я там ничего не отломал.






Наша команда в итоге 8 человек. 2 сотрудника Гринпис России, 2 сотрудника Гринпис Финляндии, 2 волонтёра Гринпис Финлядии , Лена – волонтёр проекта #НезаливайМнеТут и я – представитель Комитета спасения Печоры. Первый день – организационные моменты. Поселение, обустройство стенда.




Всё происходит в гостинице Scandic Oulu и примыкающем к нему кинотеатре.

Мы пропускаем вечернюю торжественную часть. Идём на встречу с волонтёрами Гринпис Финляндии.



Тут случилась такая штука. Аудитория была взрослее. И после нашего рассказа воцарилось молчание. Я сам ощутил, что впал в депрессию. Даже не фотографировал.

Нельзя так рассказывать о разливах нефти. Всё таки лучше о людях и действиях.

Ситуацию вырулила Лена, показав оптимистичный ролик с Нефтяного патруля 2014 в Усинске . Этот урок я постарался учесть в своём выступлении. Финские коллеги предложили совместные действия. Пока не решили – какие.

Оулу. День второй.
Третий раз за последние 10 лет я одеваю костюм (свадьба плямянника, Госсовет Коми и вот в Оулу).



В фойе выставка, где можно ознакомиться с деятельностью компаний, занимающихся исследованиями, разработкой методов прогнозирования рисков, систем навигации, связи, прогноза погоды, ликвидацией разливов нефти на море.







Фишка нашей с Гринпис экспозиции – очки «виртуальная реальность» с сюжетами из жизни семьи ханты.



Попробовал. При видео снятого с высоты немного жутковато. Лучше за что-то держаться.

Общая сессия.



В самом начале я услышал то, что очень важно:

«Ни одна страна в мире не обладает эффективными технологиями ликвидации нефтяных разливов в условиях северных Арктических морей»

Примерно с этих слов началось выступление Mari Kvaal , старшего советника министерства транспорта и коммуникаций Норвегии.

Это первый раз , когда я слышу такое признание о государственных лиц. Ранее (с 2012 года) об этом говорил только Гринпис и некоторые учёные.

Моё выступление – плод коллективного творчества меня (изначальный текст, фото) , корректора (сократитель текста) Владимира Чупрова, дизайн – Алёны Шерстнёвой , перевод – Елены Паниной (активистки проекта #НезаливайМнеТут), Google и Wikipedia (куда без них).




Мне кажется, нам удалось донести мысль. зарубежные потребители российской нефти ответственны за нефтеразливы в России и могут повлиять на ситуацию.

И ещё. Полная открытость информации о разливах (конституционное право граждан России на информацию о состоянии окружающей среды) – это самое важное начало. Без этого ничего не будет работать.

Владимир Чупров (Гринпис России). Суть его послания – «Бизнес и государственные органы не готовы к нефтяным разливам на арктическом шельфе. Ликвидировать последствия аварий в Арктике практически невозможно из-за тяжёлых ледовых условий и огромных расстояний до спасательных центров с необходимым оборудованием, которые могут достигать сотен и даже тысяч километров. С учётом этих рисков все планы по разведке и добыче нефти на арктическом шельфе должны быть свёрнуты»



трансляция выступления Владимира Чупрова (англ.)

Это очень серьёзная и обоснованная позиция.

Все презентации чуть позже будут опубликованы организаторами конференции (я добавлю ссылку в комментариях).



Что ещё интерсного я услышал?

Механический сбор нефти. В целом, принципы не менялись лет 50. Всё те же скиммеры в различном исполнении.



Вот эта штука, например, ломает лёд и подогревается,предотвращая замерзание.

В этот день где-то на море шли учения по ликвидации нефтеразлива. Можно было поприсутствовать. Не сложилось

Про организацию 3G интернета в море в отдалённых точках.

Идея – учитывая трафик судов система устанавливается на множество . Каждая установка одновременно является ретранслятором. И таким образом удаётся охватить недоступные для наземных станций участки.

Ещё интересная тема – что происходит с нефтью после воздействия на неё бактерий? В том числе естественных – тех, что есть в океане.

То, что нефть – природный материал – важный аргумент нефтезагрязнителей. Помните девушку которая предлагала удобрять огороды нефтью?

К сожалению, я не услышал ответ на вопрос. Это будет моим домашним заданием.

На обеде общаемся с представителем WWF Финляндии.

Откровение: никто не знает о наших разливах нефти, никто не читает сайт Комитета спасения Печоры (ну как так то? там же русским по белому написано).

Такое интересное предложение – есть несколько сотен волонтёров, прошедших обучение и готовых квалифицированно участвовать в ликвидации разливов. Но в Финляндии нет крупных разливов. И они готовы приехать в Коми

Волонтёры , обладающие навыками согласованных действий по ликвидации нефтеразливов.

Я вот не уверен, что кто-то из убирающих нефть в Коми операторов проходит хоть какую-то теоретическую подготовку. В 1991 единственные специально полученные мной знания при ликвидации разливов на Пашне (я работал оператором по добыче нефти и газа) – это то, что старую нефть поджечь можно с помошью ткани, пропитанной соляркой.

В 2013 году нанимаемых для уборки нефти на Колве местных жителей тоже ничему не учили. В 2015 в Усинске убирающие нефть ребята из Средней Азии тоже не могли объяснить смысл некоторых своих действий. Я думаю, небольшая команда из 600 финских волонтёров в Усинске – это было бы хорошим подспорьем. Эх.

«Зачем тому же Лукойлу лишние глаза и уши?» – был мой пессимистический ответ.

Но, может я ошибаюсь? И Лукойл именно та открытая компания, как её представляют за рубежом?

Ещё доклады:

Оригинальные материалы для химического разложения нефти (из кожуры цитрусовых), технология определения айсбергов, системы прогнозирования движения нефтяного пятна на основе долгосрочных изучений течений, и многое-многое другое.

Обидно, что при том, что Россия имеет наиболее протяжённную границу в Арктике, да и разливов у нас – «тренируйся – не хочу», я не увидел засилье российских технологий. Это не повод задуматься? В программе было 2 российских выступления, но в силу параллельности нескольких секций, не пересеклись.

Хотя, стоп! Только у нас есть атомные ледоколы. Но, хотя они большие и сильные, наверно, этого недостаточно для эффективного реагирования на разливы нефти.

И ещё , наверно отмечу общую тенденцию: докладчиками Арктика воспринимается как единое целое (в плане построения системы реагирования на нефтеразливы). Все понимают, что как-то противодействовать нефтеразливам можно только сообща. Моё глубокое убеждение, что пока и сообща – это бесполезно.

Я хорошо помню встречу в Нью-Орлеане в 2016 году с сотрудниками береговой охраны США, координировавших ликвидацию разлива нефти при аварии на платформе Deepwater Horizon. 4-7% разлившейся нефти удалось тогда утилизировать (если уместен такой термин). Это всеми способами – механический сбор (в т.ч. сорбентами), сжигание и диспергенты. И это в тёплом Мексиканском заливе. В Оулу я не услышал более оптимистичных прогнозов.

До приёма у мэра есть полтора часа. Небольшая вечерняя прогулка.

Этого парня я запомню вот почему.



Тут меня накрыла свобода. Это когда выключившись из напряжённого ритма конференции, ты понимаешь, что можно говорить, то что думаешь. И мало того, можно думать как попало, и тебе за это ничего не будет. Это тепло и приятно. И это не новое ощущение, а просто подзабытое. Наверно что-то подобное, помимо заграницы, я испытываю в горах.

И вот как можно догадаться, что «приём у мэра» – это в мэрии? К месту встречи в фойе я вышел без тёплой одежды. Нас таких было двое из 209 (по списку) делегатов (Лена, спасибо за поддержку). Не совсем я уникален. Исправились.

Пожимая руку, мэр поблагодарил меня за презентацию. Очень неловко получилось. Мне что-то говорят , а я не понимаю, почему не отпускают мою руку. Позже перевели. Стыдно перед учителями.

Эта благодарность была очень важна для меня. Значит, удалось быть услышанным. Значит, не зря все эти сборы, время , потраченное на подготовку, хлопоты с визой, поиск средств (как я это ненавижу), я даже потерплю местных троллей.



Речь мэра. Мэр говорит об успехах в беспроводных технологиях и важности сегодняшней конференции.

Не очень разбираюсь в беспроводных технологиях, но WiFi был везде, где можно присесть (поезда, кафе) и с очень приличной скоростью интернета.

Специально для злопыхателей – жарено -копчёный лосось. А приспособление для бокала – просто восторг.



Вы встречали людей, которые знают всё?

На приёме у мэра я встретил. Что теперь с этим делать – не знаю.

Оулу. Конференция день 123 (шутка).
Про эффективность различных способов ликвидации нефтеразливов в зависимости от времени года.



К обеду мозг говорит : «Харэ грузить!»

Пообщались с представителем Финского водного форума

Неправительственная площадка в широким кругом участников.

Концепция, как я увидел, – восприятие водных ресурсов в целом.

Реализуют проекты во многих странах, в том числе, проект по очистке берегов и вод озера Байкал.

Прощальное фото



Joni Maekinen, Laura Meller, Иван Иванов, Ansku Holstil, Елена Сакирко, Елена Панина

По конференции всё.

Вокзал, 6 часов в двухэтажном вагоне, ночуем в гостеприимном офисе Гринпис Финляндии в Хельсинки.

Днём прогулка-пробежка по заснеженному городу.



В метро нет турникетов. Это самое шокируещее открытие за всю поездку. Хватит ломать мой мозг!

Как так возможно? Без «цветовой дифференциации штанов»?

В вагоне предупреждение – за безбилетный проезд штраф 80€ (суточный билет на все виды транспорта -9€)

Уфффф. Всё нормально.

Порт



собор



Домой. Учить английский и коми языки.

P.S. вообще, конференция была не про нефть. Про мир, сотрудничество и про то, как хрупка наша планета.

Иван Иванов


поиск:
Разделы:
Save Pechora Committee
Аналитика
архивные статьи газеты "Экологический вестник Припечорья"
Комитет спасения Печоры
Мероприятия и акции
Нарушения
Отчёты
Пресс-релизы
Проекты и кампании
Путешествия, Населённые пункты Коми, природа.
Сообщает природоохранная прокуратура
Ссылки
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
 
Главная страница Новые записи
О Комитете спасения Печоры Популярные записи
Фотоальбомы Важная информация
Обратная связь